|
||||||||
*** Давно я ничего не писала о книжках. Наверное, потому что не было времени их читать. А неделю назад посмотрела интервью с пианисткой Бэллой Давидович, восхитилась, удивилась и загорелась приобретением и прочтением ее автобиографии. Закончилось все покупкой 10 книг на тему классической музыки, совершенно мне незнакомых, но привлекших мое внимание своим названием. Среди этой “могучей кучки” оказался и литературный труд Дэниела Хоупа под названием “Когда можно аплодировать?”. Путеводитель для любителей классической музыки от одного из самых оригинальных скрипачей - так обозначили содержание книги издатели. Книжка мне понравилась по разным причинам. Читать ее очень легко и интересно. Хоуп пытается ответить на многие вопросы, которые приходят в голову как людям далеким от классической музыки, так и уже имеющим опыт общения с ней. Зачем ходить на концерты классической музыки, если все можно послушать, в прекрасного качества записях, дома? Что такое акустика? Где лучше всего сидеть в зрительном зале? О чем думает исполнитель перед выходом на сцену? Играть по нотам или наизусть? Кто главный в оркестре? Почему дирижер и солист всегда приветствуют рукопожатием одного музыканта в оркестре? Когда можно, а когда не следует аплодировать? Как становятся звездами и достаточно ли для этого только таланта? Как составляется концертная программа? Не неистовствуют ли соседи, слушая бесконечные "гаммы" репетирующего артиста? И еще множество вопросов, которые возникают у нас - слушателей. Если вы новичок в мире классической музыки, то это чтиво для вас. Ну, а если вы бывалый слушатель, то “Америки“ Хоуп для вас не откроет, но что-то любопытное для себя, вы все же вынесете.
Некоторые цитаты из книги: - Я всегда прихожу в возбуждение, когда слышу, как люди говорят, сто CD - это то же самое, что и концерт, там тоже живая музыка. Они так говорят потому, что представления не имеют о том, как записывают диски. - В том-то и заключается суть концерта, что на нем музыка каждый раз рождается заново. И результат никогда не бывает одним и тем же. - Так, в который раз, я убедился, насколько важно узнавать что-то о подоплеке музыки, о времени, когда она создавалась, знакомиться с условиями, в которых жили композиторы. - Исполнитель должен целиком и полностью поставить себя на службу композитору! - Если музыкант утверждает, что ему неведом этот зуд в животе перед выходом на сцену, то он, скорее всего, говорит неправду. Как бы опытен и профессионален ты ни был, полностью избавиться от нервозности не удается никому, хотя каждый справляется с ней по-своему. - Исполнять музыку - тяжелый труд, не только в физическом, но и в психологическом смысле. - Хотя неписанный закон гласит, что солист главнее и дирижер в спорных моментах должен ему подчиняться, на деле так бывает редко. - Музыканты нуждаются в публике точно так же, как публика - в музыкантах. Это процесс взаимного дарения. - Когда тринадцатилетний Моцарт вместе со своим отцом впервые отправился в Италию, он уже в совершенстве владел итальянским. - Это напоминает признание Оскара Уайльда в его опубликованном в 1890 году романе “Портрет Дориана Грея”: “Музыку Рихарда Вагнера я люблю больше, чем музыку любого другого композитора. Она такая громкая, что можно все время говорить, не боясь, что другие тебя услышат”. - Классическая музыка существует для всех, и благодаря ей каждый может пережить свое собственное чудо.
Марина Николаева, февраль 2017 |
||||||||
Copyright (c) 2015-2024 cittadipuccini.ru. All rights reserved. |