CITTADIPUCCINI.RU
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ О ГОРОДЕ И ЛЮДЯХ
RU/IT
 
 
 
 

что посмотреть

 
 

Лукка - город Пуччини

***

Можно сказать с уверенностью, что даже не самые заядлые знатоки и любители оперы без труда узнают арию Nessun dorma, в исполнении Лучано Паваротти. Музыку Джакомо Пуччини знают и любят во всем мире.

 

Великий итальянский композитор родился 22 декабря 1858 года в Лукке, в семье потомственного музыканта Микеле Пуччини. Джакомо был пятым из семи братьев и сестер. Его отец умер, когда мальчику было шесть лет. Пенсии вдовы на жизнь не хватало и чтобы помочь семье, в достаточно юном возрасте Джакомо вынужден был зарабатывать на жизнь в качестве певчего в местной церкви. В 14 лет он получает место церковного органиста и одновременно с этим учится в городском музыкальном институте Дж.Пачини (ныне Музыкальный Колледж Луиджи Боккерини), в классе К.Анджелони.

Осенью 1880 года молодой Пуччини отправляется в Милан, чтобы поступить в Консерваторию. Ради этого его матери приходится просить помощи у подруги юности маркизы Паллавичини, и придворная дама помогает Джакомо получить королевскую стипендию.

В 1880—1883 годах Джакомо Пуччини проходит обучение в Консерватории у А. Баццини (музыкально-теоретические предметы) и А. Понкьелли (композиция). Он регулярно пишет матери в письмах о том, что много играет, знакомится с произведениями классических композиторов, как и раньше, преследуя цель стать оперным композитором.

Студенческие годы были нелегкими. Пуччини часто приходилось недоедать, мерзнуть в неотапливаемой комнате.

В Консерватории его друзьями становятся Альфредо Каталани и Пьетро Масканьи.

Успешно закончив свое обучение в Милане, Джакомо пытаясь сводить концы с концами зарабатывает на жизнь уроками музыки. В 1884 году его приятель просит научить его заскучавшую после рождения двоих детей жену Эльвиру, игре на фортепиано. Пуччини увлекается своей ученицей и между молодыми людьми вспыхивает роман.

В том же году, в Милане, Пуччини представляет свою первую оперу "Виллисы", которая делает начинающего композитора известным в миланских музыкальных кругах. В последствие это позволит ему познакомиться с одним из известнейших издателей - Джулио Рикорди, который на долгие годы станет его покровителем и другом. Не раз в минуты неверия и упадка духа композитор будет обращаться к Рикорди и всегда будет находить у него поддержку. Их дружба оборвется лишь со смертью издателя в 1912 году.

Итак, будучи в Милане, Джакомо получает известие о том, что в Лукке умирает его мать. Он оставляет все свои дела и срочно возвращается в родной город. Однако, похоронив мать, Пуччини не торопится вернуться. По Лукке с новой силой начинают ходить сплетни и толки о его романе с Эльвирой Бонтури. Они продолжают тайно встречаться и в 1886 году у Эльвиры и Джакомо рождается сын Антонио.

Пуччини, мечтавший выкупить квартиру, в которой родился и жил со своими братьями и сестрами до отъезда в Милан и поселится в родном городе, теперь уже не может осуществить своих планов. Незаконнорожденный сын, роман с замужней женщиной приводят к скандалу. Будучи сильно привязанным к родным местам, неподалеку от Лукки, композитор приобретает виллу в Торре дель Лаго. В этом доме будет написана большая часть его опер. Здесь он будет и безмерно счастлив и переживет не самые приятные моменты своей жизни. Но именно это место станет для композитора его домом.

А пока, в театрах с успехом идет его новая опера "Манон Леско". За ней появляются "Богема", "Тоска" и "Мадам Баттерфляй".

Пуччини становится самым известным композитором Италии. Его приглашают преподавать в Миланской Консерватории и возглавить Лицей в Венеции. Но композитор отклоняет оба предложения, предпочтя семейное счастье на новой вилле в Торре дель Лаго, охоту и рыбалку.

Лишь в 1904 году, после долгих лет совместного проживания и смерти законного супруга, Эльвира Бонтури и Джакомо Пуччини наконец официально становятся мужем и женой. К тому моменту Пуччини уже знаменит, обласкан вниманием женщин и сам их большой поклонник. В браке же с Эльвирой порывы бешенной страсти сменяются размолвками и ссорами.

Со своей супругой Пуччини проживет всю жизнь, но ее бесконечная ревность послужит причиной той самой трагедии, которая оставит неизгладимый след в жизни композитора.

В октябре 1908 года в дом Пуччини, в Торре дель Лаго, нанимается на работу молодая горничная Дория Манфреди. Пуччини с большой симпатией относится к девушке, но для жены композитора это лишь лишний повод подозревать мужа в том, что он закрутил роман с прислугой. Пуччини и Дория все отрицают, но Эльвира им не верит. Честь семьи в деревенской Италии в те времена была делом серьезным. Братья Дории грозили Пуччини расправой за растление невинной девушки. Эльвира же, будучи совершенно уверенной в своих подозрениях, в конце концов, выгоняет девушку из дома и разносит о ней нелецеприятные слухи. Не найдя защиты у церкви и самого композитора, отчаявшаяся Дория лишает себя жизни. Проведенная после ее смерти экспертиза доказывает, что девушка умерла целомудренной и её семья подает иск за клевету против жены композитора. Суд, получивший широчайшую огласку в прессе, приговорил Эльвиру Бонтури к пяти месяцам тюрьмы и весомому штрафу, но адвокаты Пуччини убеждают родственников Дории отозвать иск в обмен на крупную сумму, и суд аннулирует приговор.

Эта история легла в основу замечательного и необыкновенного по красоте фильма "Пуччини и девушка"(Puccini e la fanciulla). В фильме почти нет слов: лишь удивительные пейзажи, виды озера Массачукколи (Lago Massaciuccoli), виллы в Торре дель Лаго (Torre del Lago) и музыка великого композитора. Замечательная работа оператора и сам сюжет, делают фильм интересным для просмотра не только для поклонников творчества композитора, но и для всех неравнодушных к искусству людей.

Несомненно, Пуччини является одним из самых исполняемых итальянских композиторов. "Богема", "Тоска", "Девушка с Запада", "Мадам Баттерфляй", "Турандот" - все эти произведения великого итальянца уже многие годы не сходят с подмостков оперных театров мира. Лично от себя мне хотелось бы отметить еще и "Ласточку" - оперу, которая не имела большого успеха у публики и ставится сейчас не так часто, но которая несомненно заслуживает внимания. Ее первая постановка состоялась в Монте Карло в 1917 году. Задуманная в жанре венской оперетты по сюжету она схожа с Травиатой. Партитура этой оперы содержит ряд блестящих партий, таких как ария Магды Chi il sogno di Doretta и квартет Bevo al tuo fresco sorriso. Если вам посчастливится когда-нибудь увидеть на афишах эту оперу, не проходите мимо.

"Замысел последней оперы «Турандот» у Пуччини возник в результате длительных поисков либретто. К сожалению, он не успел закончить работу над ней. Будучи тяжело больным, осенью 1924 года Пуччини в сопровождении сына Антонио отправляется в Брюссель. Вскоре становится ясно, что ему необходима операция, которую сделали 24 ноября. Первые три-четыре дня после операции состояние композитора не вызывало опасений, он сидел и даже пытался разговаривать. Но 29 ноября у него не выдержало сердце, и композитор скончался в возрасте 65 лет.

Пуччини мечтал увидеть свою оперу в "Ла Скала" под управлением великого маэстро Артуро Тосканини. "Я уверен, что Турандот в его руках будет идеально исполнена", писал композитор в сентябре 1924 года. Тогда же он приезжал в Милан, чтобы встретиться с Тосканини и поиграть ему клавир оперы. Это была их последняя встреча. Тосканини, по его собственным словам, взял на себя братский долг довести оперу до конца. Он посоветовал издателю Рикорди обратиться к композитору Франко Альфано, который сам когда-то собирался писать оперу на сюжет сказки Гоцци и был близок по стилю к Пуччини. Альфано завершил оперу и 25 апреля 1926 года Тосканини дирижировал Турандот. Вот как описывали газеты эту премьеру на следующий день:

" .... Как только отгремел последний аккорд, написанный Пуччини, Тосканини повернулся к залу и некоторое время стоял в нерешительности, преодолевая волнение, сдавившее ему горло и глухим голосом произнес слова, которые просил его сказать умирающий маэстро, когда опасался, что его опера дойдет до публики незавершенной. И действительно, Тосканини положил палочку на пульт и, повернувшись в зал, тихо произнес:
- Здесь остановился Пуччини. Смерть оказалась сильней искусства.

Было известно, что первое представление будет прервано на этом месте, но торжественность момента и слова Тосканини, который пожелал сам исполнить столь ответственный ритуал, потрясли всех.

В полной тишине медленно закрылся занавес. Публика замерла в скорбном молчании. Так финал представления превратился в реквием Пуччини.
Тосканини быстро сошел с подиума и покинул оркестр. И тогда в глубочайшем безмолвии в зале раздался громкий возглас:
- Да здравствует Пуччини!
Все поднялись единодушно, словно подчиняясь какому-то внезапному порыву. И возглас повторился теперь уже подхваченный всеми. Пять раз публика вызывала на сцену исполнителей и Тосканини. Она аплодировала ему словно автору, ушедшему из жизни, но вернувшемуся в этот вечер в театр. Так прошла в "Ла Скала" премьера Турандот. Через два дня состоялось полное представление оперы...."
"

Скажу откровенно, что мой путь к музыке Пуччини был долгим. С шести лет я занималась музыкой и всегда была большой поклонницей Верди. Пуччини мне давался с трудом. Мне нравились лишь отдельные арии. Однажды услышав мнение о том, что тот, кто безмерно любит Верди, чаще всего, не является поклонником Пуччини, на том я и успокоилась и больше не предпринимала попыток прослушать от начала до конца оперы Пуччини. Но несколько лет назад, попав в Лукку в родной дом Пуччини, побывав в Торре дель Лаго, познакомившись с исполнителями его великих творений, мой интерес к музыке Пуччини и желание понять ее вспыхнул с новой силой. Мы стали ходить на постановки его опер в театр и незаметно для себя самой я полюбила музыку этого композитора. Теперь, иной раз, я ловлю себя на мысли о том, что Пуччини временами начинает вытеснять Верди в моем сердце, но оба этих композитора настолько разные, что беспокоиться в сущности не о чем.

Я советую вам побывать в квартире Пуччини в Лукке (фото-прогулка по дому-музею). Она сравнительно недавно открыла наконец свои двери для посетителей. Не скажу, что в этом доме вы увидите много личных вещей композитора и полностью воссозданную обстановку. Достаточно непростые отношения с единственной наследницей композитора, долгое время не позволяли городу открыть и этот музей. Но это уже совсем другая история. Я советую Вам побывать здесь, ради того, чтобы проникнуться атмосферой этого места так горячо любимого самим Пуччини. Вы без труда найдете его на via di Poggio. Эта небольшая улочка находится ровно напротив центрального входа в церковь San Michele in Foro. А всю интересующую вас информацию вы сможете найти на официальном сайте музея: www.puccinimuseum.org/it/

И если у Вас будут в запасе лишние несколько часов, то обязательно съездите в Торре дель Лаго (Torre del Lago), на виллу композитора. Она находится неподалеку от Виареджо (Viareggio), что в 20 минутах езды от Лукки. Скорее, именно этот визит окажется для вас более информативным, поскольку на вилле значительно больше экспонатов и личных вещей композитора. В часовне дома, устроенной внутри него, в одной из комнат (весьма необычное решение) захоронен прах композитора, его жены и их единственного сына Антонио. А для любителей оперы, в Торре дель Лаго ежегодно проводится фестиваль Пуччини, который начинается в середине лета и проходит на отрытой площадке, на сцене расположенной на озере Массачукколи, в непосредственной близости от Виллы самого композитора.

Марина Николаева, июль 2015

В статье использованы материалы книги Л.Тарасова и И.Константиновой "Артуро Тосканини, великий маэстро"

 
 
Copyright (c) 2015-2024 cittadipuccini.ru. All rights reserved.