CITTADIPUCCINI.RU
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ О ГОРОДЕ И ЛЮДЯХ
RU/IT
 
 
 
 

что посмотреть

 
 

Никколо Паганини (Niccolo Paganini) и Лукка

***

В детские годы, как многие советские дети, я занималась музыкой. Хоть я и не стала великим музыкантом, но период своего обучения игре на фортепьяно я всегда вспоминаю с радостью. У меня был замечательный педагог, влюбленный в свое дело, и свою любовь к музыке он смог передать и мне, за что я ему бесконечно благодарна. У нас была традиция - посвящать последние 15 минут занятия рассказу о жизни великих композиторов. И я помню, с каким нетерпением ждала той заветной четверти часа, чтобы вновь погрузиться в историю жизни великих гениев и услышать фрагменты их произведений в исполнении моей преподавательницы музыки.

Это было настоящее увлечение классической музыкой, которое сопровождает меня и по сей день. Слушать классику и читать о жизни композиторов я могу бесконечно.

Рассказывая о Лукке, конечно же, многие в первую очередь говорят о Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini). Но как вы уже поняли, путешествуя по страницам этого сайта, Лукка была счастливым свидетелем не только присутствия этого великого гения, но и многих других великих итальянских композиторов и исполнителей. И лишь очень внимательный и любознательный путешественник, бродя по улочкам города, сможет узнать о том, что в этом городе когда-то, много лет назад, жил и великий Никколо Паганини (Niccolo Paganini). Гений и виртуоз скрипки. Даже неискушенному меломану известно имя этого великого итальянского скрипача и композитора. Памятная доска, установленная на доме, в котором жил Паганини в период своего пребывания в Лукке, скромно расположилась на стене одного из жилых домов в непосредственной близости от церкви Сан Фредиано(San Frediano). Будучи в Лукке, вспомните и про эту удивительную историю, которую я вам сейчас расскажу.

В сентябре 1801 года девятнадцатилетний Никколо Паганини приезжает в Лукку. Здесь, в главном соборе города ему предстоят два выступления по случаю празднования дня Святого Креста. Известно, что в Лукке хранится деревянное распятие, именуемое "Святым ликом", которое каким-то чудесным образом привезли сюда на корабле из Палестины. Это распятие сделало Лукку местом паломничества с первых же столетий нашей эры.

В государственном архиве Лукки хранится рукописный журнал того времени «Луккская литературная смесь». Там, где речь идет о 1801 годе, можно прочесть:
«…Месса продолжалась слишком долго, так как прелат имел неосторожность разрешить исполнение совершенно нового концерта некоему Паганини, генуэзскому якобинцу. Его концерт длился 28 минут. Синьор этот играл с большим мастерством, но у него не оказалось ни критериев, ни музыкального вкуса. Он имитировал на скрипке пение птиц, звучание флейты, трубы, рожка, так что его концерт в конце концов превратился в оперу-буфф, поскольку все смеялись, восхищаясь мастерством и свободным владением инструментом.
Молодой человек не понимал, что имитация пения птиц и инструментов хотя и говорит об определенном мастерстве, но может восприниматься всего лишь как причуда молодости, которую можно позволить себе в академии, да и то в определенных пределах, но никак не в святом месте.
Концерт этот имел огромнейший успех прежде всего у якобинцев, которые утверждали, что никогда еще на празднике Святого Креста не звучала подобная музыка и что если кто-либо вздумает возражать против этого, то рискует отправиться в тюрьму».

И в декабре того же года Паганини получает должность первой скрипки Луккской республики. В этом городе он проведет несколько лет, занимаясь преподавательской деятельностью и работая с музыкантами оркестра. С периодом прибывания музыканта в Лукке связано, вероятно, самое серьезное любовное увлечение Паганини. В Лукке он знакомится с некой высокопоставленной дамой, представительницей тосканской аристократии. Знакомство постепенно перерастает в серьезный роман. Имя этой дамы Паганини скрывал всю жизнь. Единственным источником сведений служит краткое упоминание самого музыканта в его автобиографических записях. По высказываниям Паганини можно было судить, что речь шла о достойной и благородной женщине, к которой он испытывал глубокое чувство. Она уговорила его покинуть Лукку и поселиться у нее в тосканском поместье, где музыкант прожил три года. Сельская тишина, чистый воздух и покой, работа в поле и огороде - так протекала жизнь музыканта в эти годы. Подруга Паганини любила музыку, играла на гитаре и пробудила интерес к этому инструменту и у самого музыканта. С течением трех лет, проведенных в такой идиллической обстановке Паганини с увлечением отдавался игре на гитаре и овладел этим инструментом в совершенстве. Результатом этого музыкального увлечения стали написанные им 12 сонат для скрипки и гитары , "Большой сонаты" для гитары и ряда композиций для смычкового ансамбля с гитарой.

Здесь интересно вспомнить и еще один факт. Помимо музыкального образования, Паганини к тому времени умел лишь читать и писать. Он говорил, что не получил систематического образования, потому что всю жизнь посвятил скрипке и теории композиции и на иные занятия у него просто не оставалось времени. Однако, впоследствии, в обществе его высоко ценили как светского человека. Паганини был очень остроумен, хорошо знаком с древней и новой литературой, и был замечательным собеседником. Но все кто был с ним хорошо знаком, в том числе и его близкие друзья, утверждали, что никогда не видели его за чтением книг. Когда и при каких обстоятельствах музыкант довольно основательно познакомился с литературой? По всей видимости, именно в трехлетний период пребывания в тосканском имении под руководством его подруги. По давней традиции все итальянские аристократки получали в ту пору хорошее образование и несомненно, во дворце была замечательная библиотека. Здесь, по всей видимости, Паганини и нашел свои "университеты".

В книге Марии Тебальди-Кьеза "Паганини", мы можем прочитать следующее об этом периоде жизни музыканта:

"В это же время в жизни музыканта впервые появляется женщина. Ее окружает ореол загадочности и неизвестности. Паганини никогда никому не называл ее имени, и такая застенчивая сдержанность позволяет думать о глубоком чувстве к достойному и благородному человеку. В «Автобиографии» музыкант отмечает только, что в это время занимался сельским хозяйством и несколько лет «с удовольствием щипал струны гитары». Только однажды он кое-что рассказал об этом Фетису, не уточняя, однако, кто эта женщина и где они встречались. Фетис пишет:
«Хотя в расцвете молодости Паганини только и знал, что получал громкое признание своего таланта, после одной из тех историй, какие довольно часто случаются в жизни великих артистов, скрипка вдруг перестала приносить ему прежнее удовлетворение. Предметом его пылкой страсти оказалась одна знатная дама. И поскольку она отвечала ему взаимностью, влюбленные уединились в ее тосканском имении. Дама эта играла на гитаре и передала Никколо свою любовь к этому инструменту.
Почти три года Паганини с увлечением занимался игрой на гитаре и сельским хозяйством, поскольку прекрасное имение его дамы сердца давало ему такую возможность. За это время он написал двенадцать сонат для гитары и скрипки, которые составляют второй и третий его опусы. Но в один прекрасный день музыкант, словно пробудившись ото сна, вновь взялся за скрипку. Вернувшись в Геную в конце 1804 года, он несколько месяцев занимался сочинением музыки».
Итак, если исходить из того, что пишет Фетис, роман со знатной дамой длился, видимо, с начала 1802-го до конца 1804 года. Это те три года жизни музыканта, которые, как уже отмечалось, все еще остаются загадочными".

И еще одно интересное свидетельство:

"Любовь знатной дамы к гитаре помогла Никколо прекрасно освоить этот инструмент, что весьма пригодилось ему в дальнейшем. Как пишет Конестабиле, в кругу друзей он иногда «играл поочередно то на скрипке, то на гитаре, висевшей у него на шее. Скрипку же он держал на коленях и с поразительной быстротой менял инструменты. Со временем гитара перестала интересовать его как виртуоза, и он лишь иногда писал для нее музыку или искал с ее помощью какую-либо гармонию, которая не воспроизводилась на скрипке».
Гитара помогла ему еще больше растянуть левую руку. А расположение струн, иное, чем на скрипке, способствовало тому, что его пальцы стали до удивления гибкими и он смог со все большей, поистине поразительной легкостью владеть скрипкой.
Известно, что, кроме гитары, в эти годы любви «к знатной даме» у Паганини было и другое увлечение – сельское хозяйство. Дама владела виллой и обширным имением в Тоскане, где и укрылась вместе с другом, который жил там, по словам Джефри Палвера, словно в некоем Венусбурге.
Что касается знатной дамы, то, как предполагают, она была на несколько лет старше Никколо, и муж ее был, видимо, далеко. Возможно, она вдовствовала. Во всяком случае, ее высокое социальное положение определяло независимость и свободу поведения, она могла себе позволить бросить вызов условностям своими любовными приключениями вроде романа с молодым генуэзским музыкантом."

................................

"Роман этот продлился около трех лет. Паганини никогда больше не испытывал такой привязанности ни к одной женщине. И, наверное, никогда больше не встречал человека, который оказал бы на него столь же благотворное влияние.
Эта женщина, похоже, единственная, о ком он вспоминал с нежностью и сожалением. С тех пор он всегда оставался одиноким, несмотря на свои многочисленные приключения бродячего музыканта… Одинок в глубине души как человек и роковым образом привязан к своей скрипке как артист."

"С течением времени, любовь в сельском дворце увяла, как увядает любовь в шалаше" и взяв в руки скрипку, Паганини решает возобновить свои путешествия. И в конце 1804 года он возвращается в родную Геную.

В эти годы в Европе разворачиваются важнейшие исторические события. Наполеон, захватив высшую власть после переворота в 1799 году, провозглашает себя первым консулом. А в 1804 году, после четырех лет диктаторского правления, он становится императором Франции. 23 апреля, после коронации в Милане, Наполеон берет себе и титул короля Италии, вскоре начав делить эту страну между своими родственниками. Своей сестре Марие-Анне (Марианне), получившей так же и новое имя Элиза, он дарует владения в Италии. Элиза получает титул княгини Пьомбино, Лукки, Массы, Каррары и Гарньяфо и переезжает жить в Лукку.

Элиза Бачокки за время своего правления проявила себя хорошим администратором, отстранила от дел мужа и твёрдой рукой взялась за экономику края, активно развивая не только строительство, но и культуру. Услышав на одном из концертов игру Паганини, она приглашает его ко двору на должность камер-виртуоза и дирижера оперы.
А чтобы дать ему право участия в торжественных собраниях двора, на которые по правилам этикета музыканты не допускались, Элиза присваивает Паганини звание капитана гвардии с правом ношения мундира.

Живя в Лукке, Паганини дирижирует оперой в дни посещения театра княгиней, два-три раза в неделю играет для нее и два раза в месяц устраивает придворные концерты, а так же дает уроки ее мужу Феличе Бачокки (Felice Pasquale Baciocchi), который развлекается игрой на скрипке.

Чары скрипки великого музыканта оказывали на Элизу такое воздействие, что вскоре отношения музыканта и его высопоставленной покровительницы стали более чем дружескими. Княгиня живо интересовалась творчеством своего друга и всячески его поощряла.

Обратимся снова к страницам книги Марии Тебальди-Кьеза, в которой она так описывает этот период жизни музыканта:

" Элиза была на пять лет старше Никколо. Она не отличалась красотой, но была умна и интересна. А кроме того, она была сестрой французского императора. Паганини, не менее тщеславному, чем Элиза, несомненно льстила такая связь. К тому же инициатива исходила не от него и сам он при этом не до конца оставался преданным своей царственной возлюбленной. Насколько известно, Элиза сама привлекла его к себе и старалась удержать, хотя это оказалось нелегко, если учесть пылкую страстность скрипача, не преминувшего возбудить ее ревность.
Счастливые минуты влюбленные проводили либо в луккском дворце, либо на вилле в Марлии, а иногда в масской резиденции – там до сих пор показывают террасу, где «трепещущая от любви» Элиза ожидала Никколо, тенью скользившего вдоль длинной ограды дворца.
Поднимаясь по широкой лестнице на второй этаж в лоджию, откуда некогда открывались бесконечные просторы полей и даже виднелось море, можно представить себе эти давние встречи Паганини и сестры Наполеона. Но еще более волшебным образом воссоздается атмосфера того далекого времени на вилле в Марлии."

При дворе в полной мере использовали умение музыканта импровизировать. История гласит, что в тот период у Элизы появилась серьезная соперница, которой Паганини оказывал всяческие знаки внимания. Их свидания были тайными. По дворцу конечно же поползли слухи и новость эта вызвала живейший интерес. Благодаря этой истории родилось знаменитое произведение "Любовный дуэт". К публике музыкант вышел со скрипкой, на которой было всего две струны: "Одна выражала сердечные чувства девушки, другая голос ее пылкого возлюбленного".

Мария Тебальди-Кьеза так пишет об этом:

" Волшебные звуки скрипки, когда на ней играл возлюбленный, видимо, особенно сильно волновали Элизу. Настолько, что нервы ее явно не выдерживали и она падала в обморок. Никколо вспоминает в одном из писем, что Элиза всегда покидала зал раньше, чем заканчивался концерт.
У сестры Наполеона была серьезная соперница. Музыкант называет ее «любимейшая» и добавляет, что очень долго не решался открыть ей свои чувства. Но потом понял, что и она «тайно питает к нему склонность»,и тогда их любовь разгорелась в полную силу. Однако ее приходилось скрывать самым тщательным образом, держать в величайшем секрете, ведь Элиза – корсиканка, она хорошо знала, что такое вендетта. Но это, признается скрипач, только делало его любовь «все более страстной».
Тайные свидания, когда удавалось ускользнуть из-под зоркого глаза Элизы, придавали острую сладость поцелуям и обжигающую пылкость ласкам. Однажды скрипач пообещал возлюбленной, что на ближайшем концерте сделает ей маленький «музыкальный сюрприз», в котором как бы «намекнет» на их «дружеские и любовные отношения». И он объявил при дворе, что написал новую музыкальную пьесу под названием Любовная сцена.
Новость вызвала живейший интерес, и вечером в день концерта зал был переполнен. Все с нетерпением ждали его выступления. Каково же оказалось изумление присутствующих, когда они увидели, что на скрипке, с которой вышел музыкант, всего две струны – соль и квинта.«Одна должна выразить сердечные чувства девушки, другая – голос ее пылкого возлюбленного».
Паганини заиграл, и все услышали «трепетный взволнованный разговор влюбленных, в котором вслед за самыми нежными словами следовали вспышки ревности. Музыка звучала проникновенно, жалобно; в ней слышались гнев и радость, горе и счастье». Струны стонали и вздыхали, шептали и рыдали, шутили и ликовали. Все заканчивалось, естественно, примирением, и успокоившиеся влюбленные, «еще больше любящие друг друга, исполняли дуэт, который завершался блистательной кодой".

Конечно же слухи о любовных увлечениях Паганини доходили и до Элизы и как-то раз, после очередного концерта, высказав музыканту свое восхищение после исполненного им на двух струнах "Любовного дуэта", она сказала:" Вы сделали невозможное на двух струнах. А одной струны, случайно, не хватит вашему таланту?"

Идея настолько понравилась Паганини, что несколько недель спустя он написал Сонату для четвертой струны под названием Наполеон, которая была блестяще исполнена в день рождения Наполеона 15 августа.

Посмотрим как эту сцену описывает автор на страницах своей книги о Паганини:

"Слушатели с восторгом аплодировали Любовной сцене, а дама сердца бросала на скрипача выразительные взгляды. Княгиня Элиза, высказав ему свои комплименты (ничего не заметила или притворилась? А может, решила проявить твердость?), «очень мило» поинтересовалась:
– Вы сделали невозможное на двух струнах. А одной струны, случайно, не хватит вашему таланту?
Паганини тотчас пообещал попробовать. Идея понравилась ему, и несколько недель спустя он написал сонату для четвертой струны под названием Наполеон.15 августа, в день рождения императора, он исполнил ее перед блестящей и многочисленной аудиторией. Успех превзошел его ожидания, и с того дня он всегда отдавал особое предпочтение четвертой струне.
Соната Наполеон до недавнего времени находилась среди неизданных рукописей скрипача, но по своему музыкальному значению, а не только из-за истории ее создания, заслуживает публикации, исполнения и известности. Соната отличается особой виртуозностью и производит поразительное впечатление: как и при первом исполнении, она всегда приводила слушателей скрипача в невероятный восторг."

 

Устав от пребывания при дворе и от самой княгини, через некоторое время музыкант ее оставляет, а вместе с тем покидает и Лукку.

Марина Николаева, март 2015

В статье использованы материалы книги Марии Тебальди-Кьеза "Паганини"

 
 
Copyright (c) 2015-2017 cittadipuccini.ru. All rights reserved.