CITTADIPUCCINI.RU
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ О ГОРОДЕ И ЛЮДЯХ
RU/IT
 
   
 

что посмотреть

 
 

 

Идея этого "интервью одного вопроса" родилась случайно, в результате разговора с одной моей собеседницей, речь в котором шла о музыке и о роли публики в жизни исполнителя. Вопрос казалось бы банальный, но вместе с тем философский, глубокий и интересный: "Зачем исполнителю/артисту нужна публика?"

В нашей беседе речь шла о пианистах, но я решила расширить круг участников и пригласить к разговору людей, чья жизнь непосредственно связана с музыкой и оперным театром.

Я хотела бы поблагодарить Карло Коломбару, Серенеллу Граньяни, Роберто Джордано, Екатерину Мечетину, Романа Львовича, Джанкарло Монсальве, Маттиа Кампетти, Фабио Менкетти, Федерико Фавали и Франческо Грано за то, что они сразу и с радостью откликнулись на мое предложение. Большое спасибо всем участникам за их ответы, такие разные, искренние и глубокие.

На мой взгляд, получился интереснейший, и местами, неожиданный разговор.

Марина Николаева/Москва, сентябрь 2015
перевод с итальянского Марины Николаевой

***

 

"Публика нужна исполнителям поскольку, согласитесь, было бы грустно петь лишь для себя самих. Ведь мы нуждаемся в передаче эмоций. В продолжении мысли, скажу, что и певец нужен публике, для того, чтобы взволновать её и , по возможности, подарить ей приятный вечер."

(Карло Коломбара, оперный певец)

 

"Не считаю себя в праве говорить за других, а потому скажу тебе, почему для меня публика является основополагающей. Я отвечу на твой вопрос не только как писатель, но и как режиссер-постановщик спектаклей.

Для меня искусство является наилучшим способом высказаться профессионально. Для того чтобы пообщаться с друзьями, излить душу, в личной жизни у меня нет необходимости в публике. Я никогда не пишу лишь для себя самой и не ставлю спектакли исключительно для собственного удовольствия. Мне есть что сказать (в более или менее удачной манере, неважно) и в искусстве я нашла свой способ, как это сделать. А потому, для меня исключительно важно, основополагающе, иметь кого-то, кто меня выслушает. Конечно же, когда я пишу или ставлю спектакль, я сама получаю удовольствие от процесса и мне это занятие очень нравится. Но я бы никогда не стала это делать исключительно для себя самой, по причине моих личных потребностей. Для этого я предпочитаю другие вещи... от тех, о которых можно говорить, до более пикантных !!! Конечно же это шутка, но не лишенная доли правды!"

(Серенелла Граньяни, писатель и оперный режиссер)

"Публика необходима музыке так же, как и артисту, не только c точки зрения удовольствия и потребления, но, в особенности, для того, чтобы обосновать свое существование.

Музыка - это искусство, каждый раз вновь рождающееся в момент исполнения. В отличии от произведения изобразительного искусства, которое было создано художником и существует всегда в неизменном виде, музыка существует лишь в тот момент, в который она сыграна, исполняется музыкантом. И это мгновение становится магическим, почти сакральным для слушающей публики. Оно уникально, поскольку существует в неповторяемом промежутке времени, наполненном музыкой и, еще больше, эмоциями публики, порожденными этой музыкой. Именно в разделение этого момента с публикой и есть смысл существования артиста и самой музыки, а так же, это и самый простой способ преодоления сценического волнения. Без публики у музыки нет жизни."

(Роберто Джордано, пианист)

"Несколько мыслей о публике.
Публика - это многоликий одушевленный монстр, который ждет зрелищ, или это друг, к которому обращено твое личное высказывание как артиста?
Публика меняется с ростом артиста. Поначалу, когда на сцену выходит ребенок, совсем маленький, публика умиляется, прощает мелкие огрехи и восторгается, если малыш по-настоящему талантлив. Сам же ребенок до определенного момента вопросом взаимоотношений с публикой не задается вовсе. Просто выходит и играет. Если талантлив - это ему приносит радость. Если нет - это тяжелейшее преодоление себя.
Затем, в подростковом возрасте, к юному артисту приходит и чувство рефлексии, осознания себя, своих ошибок и неудач. Тут человек знакомится со сценическим волнением и это чувство оглоушивает! Публика для него начинает персонализироваться. Иногда это члены жюри, и тогда волнение связано с тем, что тебя слушает взрослый профессионал, умеющий и знающий много больше тебя. Идет трансформация своего представления о целях выхода на сцену, ребенок становится взрослым. Если в этот момент человеку повезло иметь достаточное количество выступлений - приобретение опыта помогает приобретать и навыки борьбы с волнением, и - самое важное - навыки артистического поведения. Как выйти на сцену? Как поклониться? Как настроить себя и публику на первый звук? Какие паузы сделать между произведениями или частями? Какой мой артистический облик? Это совместная работа юного музыканта и его учителя.
Затем ребенку исполняется 16-18 лет и отныне игра идет по взрослым правилам. Это самый сложный момент. Момент "вылупления" артиста из вундеркинда. Постепенно начинают появляться поклонники. Фамилия становится именем - долгий и непростой процесс. Для меня всегда было важно выходить на публику с чистой совестью. Да, искусство сиюминутное, что-то может не удаться, и крайне редки те концерты, когда удалось все, что хотелось. Но важно никогда не позволять себе играть абы как. Ты никогда не знаешь, кто тебя слушает. Никогда. В зале могут оказаться самые неожиданные люди. Я это знаю по себе - несколько раз доводилось бывать на концертах молодых ребят, и они не знали, что я в зале, надо было видеть их лица, когда я подходила их поздравить. И наоборот. Кстати, это серьезное испытание: знать заранее, что в зале находится конкретный человек, а особенно если знаешь, что он по ряду причин настроен критически.
Я люблю играть для конкретных людей в зале. У меня уже есть дорогие друзья, которые ходят на все концерты. Среди них есть музыканты и не музыканты, но я играю для них и я знаю, что они получают удовольствие.
Бывают моменты, когда входишь в резонанс с залом и наступает фантастическая тишина. Как будто никто не дышит. Это счастливые моменты.
Чем больше отдаешь в процессе игры, тем важнее потом энерговосполнение - аплодисменты, поклоны. Общение за кулисами очень важно! Иногда люди не подходят к артисту из-за стеснения. Думают, что это неловко. Наоборот! Это необыкновенно важно, вот эта обратная связь! Артист заряжается энергией, получает силы для дальнейшей работы. Ничего нет более грустного, чем сыграть концерт в далекой стране, где тебя никто не знает, и нет традиций общаться с артистом, и в одиночестве идти ужинать потом...
Мой путь не был похож на внезапную вспышку интереса слушателя ко мне, но он неуклонно шел наверх. Иногда бывает иначе, особенно на конкурсах.
Мне не близок затворнический подход, я люблю людей и общаться с ними - поэтому бывают и творческие встречи, и мастер-классы. Иногда сама веду концерты. Это помогает наладить еще более душевный контакт со слушателем, особенно в провинции.
"

(Екатерина Мечетина, пианистка)

"Я пою, потому что люблю пение. Для меня это безмерная радость. Мне нравится находиться в параллельной реальности, которая рождается на сцене в каждой новой постановке. Пение является для меня личным и единственным в своем роде удовольствием.

Многие мои коллеги говорят, что живут для публики. На мой взгляд, это неправильно: ты должен делать это для себя самого. Радость, чувства и эмоции, которые испытываешь ты, передадутся и публике. Поясню. Если у тебя есть маленький племянник и ты знаешь, что он хотел бы видеть тебя в конце недели, чтобы вместе поиграть, ты даришь ему радость общения, потому что любишь его и тебе нравится играть с ним. Это означает, что в первую очередь, ты сам получаешь удовольствие от игры, а значит и ему это приносит радость.

Если ты любишь то дело, которым занимаешься, то делаешь его, в первую очередь, для себя самого и как следствие, и для других, иначе ты не сможешь передать другим свои эмоции.

Чувства как деньги: если у тебя их нет, то даже при большом желании, ты не сможешь помочь тому, кто в них нуждается. Тоже самое и в отношении любви: если ты не любишь себя самого, как же ты сможешь любить других? Такой вывод я сделал размышляя на тему того, о чем просит нас Иисус: "Возлюби ближнего твоего, как себя самого". Если человек не любит себя самого, как он сможет любить других?

Публика чрезвычайно важна для исполнителя по причине той связи, которая рождается между ней и артистом. Если все, что ты делаешь, лишь ради публики, то ты просто ищешь признания и подтверждения качества твоей работы. Если же ты делаешь это для себя, значит ты любишь то, чем занимаешься, а не ищешь восхищения собой. В таком случае речь идет о эгоцентризме и неуверенности в своих силах, как артиста. Искусство не ищет ни чьего подтверждения. Искусством наслаждаются: в перую очередь ты, как артист (исполнитель) и лишь, как следствие, тебя ценит также и публика .

Одним из наиболее ярких личных примеров была моя "Тоска" в лондонском Ковент Гарден, в 2011 году. Я испытывал ужасный страх, вплоть до того момента, пока не вышел на сцену. Джанкарло Монсальве остался там, за кулисами, а на сцене был Марио Каварадосси. Я тут же отрешился от реальности и в тот момент для меня существовала лишь музыка, огни сцены и сценический образ. Эта была моя реальность в тот момент.

Я наслаждался игрой и реакция лондонской публика не замедлила себя ждать: стоячая овация и контракт на последующее исполнение оперы. Я не мог поверить: это было прекрасно и неожиданно. Я пел в свое удовольствие и таким образом смог достучаться до сердец всех тех, кто был на спектакле в лондонской Royal Opera House.

Артист живет ради искусства, потому что любит его, и когда артистический уровень достигает настоящих высот, само его исполнительство становится искусством."

(Джанкарло Монсальве, оперный певец)

"Я бы сказал что публика не необходима, а что, собственно, ей и адресовано "послание", которое несет произведение искусства. Если бы не было никого, кто мог бы оценить это произведение, услышать, увидеть или прочесть его, оно не существовало бы. Конечная цель искусства, собственно и заключается в общении и передаче информации. И передается она от автора - артиста/создателя, к тому, кому предназначена - к публике, к получателю информации. Если не достает последнего звена, то круг не замкнется. Лично я всегда с большим вниманием отслеживал, как моя музыка воспринималась слушателем. Для меня это является основной аспекта бытия художника".

(Федерико Фавали, композитор)

"Для музыканта/исполнителя роль публики фундаментальна. Музыка - это язык: мысли, эмоции, состояние души, которыми делится исполнитель. А следовательно, необходимо присутствие того, кому все это адресовано, кто способен воспринять это звуковое послание и насладиться им.

Природа самого звука такова, что он должен распространяться в пространстве, таком, как концертный зал.

Звук имеет необходимость быть услышанным, иначе его существование не имело бы смысла."

(Франческо Грано, студент Муждународной Пианистической Академии Incontri col Maestro в Имоле)

 

"Я нуждаюсь в публике, потому что, таким образом, могу получить удовольствие от игры с коллегами, оркестром и всей многочисленной компанией артистов в прекрасных сценических декорациях.... и все это наше удовольствие оплачивает публика! Дома я не мог бы позволить себе подобной роскоши, вызывая смех или слезы cтаринных стен...."

(Маттиа Кампетти, оперный певец)

"Вопрос, который Вы мне задали, своей шокирующей простотой напоминает вопрос маленького ребёнка: "Папа, а зачем человеку другие люди?" И вот папа должен каким-то таким же простым образом ему объяснить, что человеческая жизнь имеет разные аспекты: плотский (животный), духовный (космический, экзистенциальный), сексуальный, бытовой и многие другие. Социальный – один из них. Человек – изначально существо общественное. Он рождается, живёт и умирает на маленькой планете, густо населённой семью миллиардами внешне похожих на него людей, находящихся в тесных взаимоотношениях и крайне зависящих друг от друга, хотят они этого или нет. И, согласно этому аспекту, общество учит и воспитывает человека «под себя», свои законы, потребности, моральные ценности, и потом человеку необходима от него обратная связь, за свой труд на благо общества – отдача в самых разных формах: через аплодисменты, комплименты, рецензии, гонорары, звания, премии, ордена, медали и пр. Хотя, с точки зрения духовно-космического аспекта, он может всё это делать только ради прощения на Страшном суде.
Люди, не склонные к публичности, скорее всего, с раннего детства выберут себе другие профессии (ювелир, часовщик, программист, прачка, лесник, учёный-лаборант, – их великое множество.) А творческий, но не публичный человек, скорее станет писателем, поэтом, композитором, художником, звукорежиссёром и т.д.
Если же человек выбирает сценическую профессию (артиста театра, певца, музыканта-солиста), – это означает, что необходимость постоянно находиться в эпицентре общественного внимания имеет для него крайне большое значение. В то время, как, например, оркестровый музыкант вполне может жить только записями в студии. Когда звездный музыкант мирового масштаба, положивший жизнь на то, чтобы очаровать как можно большее количество людей своим личным присутствием на сцене, и весьма преуспевший в этом, говорит, что ему вообще не нужна публика, – скорее всего, это фигура речи с элементом кокетства, подобного тому, как жена говорит мужу в день «золотой свадьбы»: «Эх, Вася! Как же ты мне надоел за эти годы!», либо эпатаж как элемент пиара, рассчитанный на то, чтобы этой странной репликой выделиться из потока конкурентов, привлечь к себе ещё раз внимание, создать ещё один информационный повод и заставить лишний раз о себе говорить в наш век переизбытка информации."

(Роман Львович, композитор и исполнитель)

"Я благодарен Марине за приглашение к разговору на столь интересную тему. Размышление над ответом породило у меня множество мыслей о взаимоотношениях артиста и публики, а результатом стало некоторое переиначивание вопроса и как следствие и ответа: я все больше уверен в том, что публика нуждается в артисте.

Я говорю так не для того, чтобы возвести артиста на пьедестал, поставить его в привилегированное положение, но для того, чтобы подчеркнуть важность его присутствия не только для отдельного слушателя, но и для общества в целом, в особенности сегодня, когда музыку часто слушают в узко индивидуальном пространстве: телевидение, радио, интернет и записи часто обращены к аудитории состоящей из одного слушателя.

Я и сам яркий тому пример. Со времени моего отрочества я наслушал несчетное количество музыкальных часов. Шедевры классической музыки слушались мною с партитурой в руках, что больше походило на осмысленный и "профессиональный" подход. Включая радио на первой попавшейся волне, нередко приходилось открывать новую для себя музыку, которую до определенного момента я вообще игнорировал. Сейчас к этим двум видам прослушивания присоединился еще и интернет, что позволяет значительно расширить музыкальный диапазон. Все это имело огромный вес в моем музыкальном становлении. И если сегодня я стал тем кем являюсь, то во многом я обязан этому многим часам, проведенным за прослушиванием музыки, помимо академического обучения и времени проведенного за инструментом.

Все это длинное предисловие лишь для того, чтобы показать насколько человек нуждается в искусстве, в удовлетворении потребности в нем. Я сам, в первую очередь, был именно слушателем. Подобную манеру ознакомления с музыкальными произведениями, думаю, практикуют многие любители музыки. Но существует и другой уровень - живого исполнения. Это не только совместное прослушивание музыки с другими, незнакомыми мне людьми, которых объединил общий интерес, но в особенности, это момент, в который я на самом деле прикасаюсь к материи из которой "соткана" музыка: звук, тишина, дыхание, вибрация.

Даже наилучшие из записей не имеют очарования живого звучания (конечно же лишь в том случае, если запись сделана талантливым музыкантом). Воздействие, которое оказывает живое исполнение, никогда не сможет быть заменено записью, какой бы совершенной она не была.

Все это является очевидным в отношении других видов искусства, в то время как сегодня находятся люди, которые предпочитают живому исполнению непогрешимость механического воспроизведения, объясняя это тем, что теперь технический уровень записи настолько высок, что слушать несовершенное живое исполнение становится сложно. Я считаю подобное мнение необоснованным.

Как я уже отметил ранее, этого не происходит с другими видами искусства, такими как театр, например. Смотря театральные постановки, мы сопереживаем героям и их истории, нас волнует живое слово, игра актеров трогает наши души и мы не игнорируем поход в театр по причине того, что спектакль может быть несовершенным по сравнению с его видеозаписью.

Думаю, что этот пример позволяет нам поразмыслить над тем, как живое исполнение музыки или, так скажем, живой звук, может нести следы несовершенства, которые не нивелируют его красоты точно так же, как наши жизни могут быть настолько чудесны, насколько несовершенны.

Кроме того, присутствие на концерте - это момент знакомства как с исполняемым произведением, так и с исполнителем. Поход на концерт влечет за собой вероятность того, что исполнение может мне не понравится, а значит сделает прослушивание не слишком приятным. И это входит в контраст с индивидуальным видением, которое мы имеем о музыке, когда слушая диск, думаем, что это исполнение то самое, "правильное/верное". Посещая концерты, рано или поздно я услышу исполнение, отличное от моих представлений.

Я с одинаковым интересом отношусь как к походу на концерты, так и к прослушиванию записей. Мне необходимо и то и другое. Риск лишь в том, чтобы не создавать себе "идеального" музыкального пространства. Такое поведение, которое рождается из увлечения, очень опасно и это то, что уже устанавливается в общественной жизни людей XXI века: мы накапливаем знания, мнения, вкусы, настолько мощные и эксклюзивные, что потом демонстрируем неспособность общаться, разделять отличные от наших мнения и уметь слушать других людей.

Живое исполнение следует так же считать одним из средств распространения музыки (еще 80 лет назад оно было практически единственным) и следовательно, это один из способов приблизить людей к этому виду искусства. Свое идеальное общество я представляю так: посещение концертов вызывает интерес к дальнейшему прослушиванию дисков, а прослушивание записей рождает желание услышать живое исполнение.

В свою очередь хочу сказать, что каждый раз, когда я вижу людей приходящих на мои концерты, я думаю что они здесь для того, чтобы насладиться музыкой и получить эмоциональный заряд. Не столь важно количество присутствующих на концерте людей: если хотя бы один человек выйдет с концерта с осознанием того, что артист сумел затронуть струны его души, этого будет достаточно для того, чтобы придать смысл всему тому, чем я занимаюсь. Следовательно, я могу сказать, что публика нуждается в артисте и нам необходимо встречаться и обмениваться эмоциями".

(Фабио Менкетти, пианист)

 
 
Copyright (c) 2015-2017 cittadipuccini.ru. All rights reserved.