CITTADIPUCCINI.RU
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ О ГОРОДЕ И ЛЮДЯХ
RU/IT
 
 
 
 

что посмотреть

 
 

"Больше всего артисту во время выступления мешает отсутствие публики на его концерте"

 

“Нет, я не собираюсь идти в Консерваторию. А зачем? У меня дома полно прекрасных записей, да и аппаратура самая современная!”

“Я тут подумал начать приобщать своего мелкого к классической музыке. Как думаешь, с каких произведений начать?”

“Не понимаю, почему никто не хлопал и все сидели в тишине, а ведь он так замечательно играл! Пианист немного подождал и, не дождавшись аплодисментов, продолжил свое выступление”.

“Нет, подходить к артисту после выступления - это моветон! Он устал и хочет отдохнуть, а тут мы к нему ввалимся! Ни в коем случае!”

“Я бы подошел к исполнителю после концерта, чтобы поблагодарить, но я стесняюсь, и не знаю, принято ли это?”

Вот такие или похожие высказывания и вопросы мне нередко приходится слышать от друзей, коллег и знакомых или читать на просторах Интернета. Каждый из нас когда-то в первый раз идет на концерт классической музыки. И этот первый раз у всех случается в разном возрасте. Я думаю, главное и самое прекрасное, если это вообще случается в вашей жизни и у вас появляется интерес к классике, потом она начинает вам нравится, а вы постепенно начинаете ее понимать.

Так все-таки, стоит ли подходить к артисту после выступления, если у вас есть что ему сказать? Когда хлопать, чтобы это не получилось некстати? И почему обязательно, хоть раз в жизни, нужно прийти и послушать классическую музыку в зале, не обедняя себя прослушиванием лишь студийных записей?

На все эти вопросы я пригласила ответить известную пианистку Екатерину Мечетину. А Екатерина любезно согласилась, за что я ей очень благодарна. Итак, несколько советов начинающему любителю классической музыки.

 

Часть первая. На фортепианном концерте

 

Марина: Екатерина, почему классическую музыку нужно обязательно слушать в зале, а не ограничиваться прослушиванием записей дома?

Екатерина Мечетина: Дело в том, что записи и концерты - это принципиально разные вещи. Запись, как правило, это некий консервированный вариант, состоящий из многих-многих склеенных, маленьких кусочков. Так сейчас делается аудиозапись в студии. Даже если запись произведена на концерте, все равно той атмосферы, которая складывается в концертном зале, при прослушивании диска прочувствовать не удается. А когда мы находимся в зале, когда вокруг нас люди, когда мы видим все не просто в режиме реального времени, как, допустим, на видеотрансляции, а непосредственно ощущаем энергетику из зала, и особенно энергетику исполнителя или исполнителей, если это оркестр или ансамбль - это совсем другие впечатления. Возможно, это необъяснимые вещи энергетического порядка, но их очень легко и приятно почувствовать. Поэтому, я вообще не стала бы сравнить нахождение на концерте, в концертном зале и прослушивание компакт-диска. Это совершенно разные вещи.

М: С каких произведений лучше начинать приобщение к классической музыке?

- взрослому слушателю
- детям

ЕМ: Взрослый слушатель может выбирать сам по наличию какого-либо интереса к тем именам композиторов, которые ему уже знакомы. Например, если он знает, кто такой Моцарт, он может начать с Моцарта. Если он знает, кто такой Чайковский, можно начать с Чайковского. С каких конкретно произведений? В общем-то, это не важно. Сейчас Youtube предлагает огромный выбор всего, что написано композиторами.

Что касается детей. Конечно, начинать надо с простых сочинений. Не надо предлагать им сразу современную музыку двадцать первого и даже двадцатого века. Хорошо начинать с благозвучных, небольших, компактных произведений. Замечательно начинать знакомство с классической музыкой с произведений Моцарта. Прекрасна так называемая популярная классика. Бах - абсолютно универсальный композитор. Также детям можно предлагать слушать хорошую музыку из старых советских мультфильмов. Например, в детстве, моей самой любимой была музыка к мультику “Бременские музыканты”. Детям очень хорошо давать слушать программную музыку, то есть музыку, у которой есть название. Например, “Вальс цветов” Чайковского или другие подобные произведения, у которых есть ясное название, и тогда ребенку понятнее образ, о чем в этой музыке эмоционально идет речь.

М: Что мешает артисту во время выступления?

ЕМ: Прежде всего, свои внутренние проблемы. В известном смысле это миф, что артисту может помешать звонок телефона, или кашель, или падающие номерки, потому что ничто нам не мешает так, как собственная неуверенность, волнение или еще какие-то внутренние вещи. Но может помешать неправильно выставленное освещение на сцене, или неправильно поставленный инструмент, например, неправильно размещенный в пространстве. Телефоны, конечно, мешают, но не фатально. На самом деле, больше всего артисту во время выступления мешает отсутствие публики на его концерте.

М: Как понять, когда уже можно, а когда не стоит аплодировать?

ЕМ: Если вы настолько деликатны, что боитесь вообще помешать артисту даже единственным хлопком, то лучше дождаться окружающих, или дождаться, когда пианист встанет из-за рояля, дирижер опустит руки так, что уже не ошибешься, что все закончилось. Смотрите на окружающих вас.

М: Когда артисту аплодисменты мешают?

ЕМ: На мой взгляд, они мешают ему только в одном случае, если звучат в середине цельного произведения. И я сейчас не говорю о частях, хотя, иногда между частями аплодисменты тоже мешают. Мы уже начинаем привыкать к тому, что они время от времени случаются. Но вот если аплодисменты возникают внутри произведения, например на паузе, на фермате, когда музыкальное высказывание еще не закончено, вот тогда они действительно мешают. Но дело в том, что мы все уже научились, так скажем, с помощью жестикуляции и прочих выразительных средств давать публике понять, когда еще не конец, когда еще только смысловая пауза.

М: Какие места в зрительном зале самые удачные с визуальной и акустической точки зрения?

ЕМ: Здесь можно ответить только на примере какого-то конкретного зала. Как правило, визуальные места можно определить, находясь в самом зале, а что касается акустически самых удачных мест, здесь настолько все индивидуально. Я примерно знаю, какие места самые удачные в московских залах, но что касается залов в регионах, где я бываю только на сцене, а не в качестве зрителя, то здесь я уже совсем ничего не могу сказать и обычно спрашиваю у местных.

М: Стоит ли подходить к артисту после концерта, чтобы взять автограф, пообщаться, поблагодарить?

ЕМ: Почему-то сейчас этот вопрос стал очень популярен. Я считаю, что можно и нужно подойти в артистическую, даже если вы лично не знакомы с исполнителем. Артист всегда будет очень рад. Люди часто думают: а не будем ли мы назойливыми? Мне кажется, что здесь личная деликатность подскажет, как не быть назойливыми. Действительно, артист, чаще всего устал после концерта, но уж точно не настолько, чтобы быть совсем не в состоянии ни с кем общаться. И из всякого правила есть исключение. Например, бывает, что артист расстроен своим выступлением, тогда надо понять, что он закроется на ключ изнутри своей гримерки и ни к кому не выйдет. Но чаще всего все-таки мы рады видеть людей и слышать их обратную связь.

М: Екатерина, есть ведь и такие слушатели, которые считают, что кричать неистово: "Браво!" - это признак плохого воспитания. Откуда взялось такое суждение, для меня лично загадка. Что бы Вы ответили подобным "блюстителям" порядка? :-)

ЕМ: Ерунда! Кричите громче! Если понравилось. А лучше делайте это стоя :-)))

 

Марина Николаева/Москва, март 2018
фото Вадима Шульца

 
 
Copyright (c) 2015-2018 cittadipuccini.ru. All rights reserved.