CITTADIPUCCINI.RU
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ О ГОРОДЕ И ЛЮДЯХ
RU/IT
 
 
 
 

что посмотреть

 
 

***

Екатерина Мечетина родилась в Москве в 1978 году в семье музыкантов. Мама Кати пианистка, педагог. Папа виолончелист. По словам самой Екатерины, она с детства знала, кем станет, не потому что родители стремились к тому, чтобы она была музыкантом, а потому что другой профессии для себя и не представляла, поскольку достаточно рано, будучи одаренным ребенком, стала принимать участие в различных выступлениях и ездить в зарубежные поездки с концертами. В доме всегда звучала музыка, родители много занимались с маленькой дочкой. К двум годам она уже умела читать, а в три знала огромное количество детских песен. По словам родителей, рояль всегда вызывал живой интерес у маленькой Кати. За инструмент Катя села впервые в четырехлетнем возрасте и первым педагогом стала для неё мама. В десять лет, участие в первом в жизни музыкальном конкурсе “Премия Моцарта", который проходил в итальянском городе Верона, принесло Кате Гран-при. В качестве приза, в подарок, она получила рояль Yamaha, который до сих пор стоит у неё дома.

Одиннадцать лет Екатерина Мечетина проучилась в Москве, в знаменитой центральной музыкальной школе при консерватории у Тамары Леонидовны Колос. Неоднократно участвовала в музыкальных конкурсах, становясь обладательницей различных премий. На первом международном юношеском конкурсе молодых пианистов имени Ф.Шопена в Москве стала обладательницей 2-ой премии. Спустя три года было участие в престижном конкурсе Бузони, в Больцано, на котором Екатерина получила 5-ю премию, что явилось большим достижением для юной 16-летней пианистки. Затем были годы обучения в Московской государственной консерватории, в классе знаменитого пианиста и педагога Владимира Павловича Овчинникова. После успешного окончания консерватории, Екатерина продолжила обучение в аспирантуре под руководством Сергея Леонидовича Доренского. В родные стены Мечетина вернулась в 2009 году уже в качестве педагога для юных музыкантов.

Судьбоносным в карьере пианистки явилось знакомство с Родионом Щедриным, который доверил, тогда еще юной и незнакомой ему аспирантке консерватории, мировую премьеру своего Шестого Концерта. Катя блистательно справилась с этой задачей и вспоминает, что высокая оценка Щедрина была очень важна для нее, вселила уверенность в собственные силы. Большую роль в карьере пианистки сыграли так же и выдающиеся музыканты: виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович и скрипач и дирижер Владимир Спиваков.

За эти годы с концертами Екатерина объездила около 40 стран мира. Она очень много гастролирует по России, давая около 70 концертов в год. Является солисткой Московской государственной филармонии, членом Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, принимая непосредственное участие в решении различных вопросов касающихся развития культуры и искусства в нашей стране. Неоднократно входила в состав жюри Международного телевизионного детского музыкального конкурса “Щелкунчик”. В 2011 году в Кремле, Президент Российской Федерации вручил Екатерине престижную награду - Премию Президента для молодых деятелей культуры.

В этом году, уже в четвертый раз, в Сургуте пройдет Международный музыкальный фестиваль “Зеленый шум”, президентом которого является Екатерина Мечетина.

Катя любит водить машину, катается на горных лыжах, обожает путешествовать. Говорит на английском и французском языках, учит японский и владеет итальянским. Говорит, что если бы не стала музыкантом, то совершенно точно знает, что занималась бы изучением иностранных языков. Сфера ее музыкальных интересов не ограничивается лишь классической музыкой. Благодаря большому увлечению Битлз, в юношестве выучила английский язык. В октябре этого года, по приглашению известного российского рок-музыканта Вячеслава Бутусова, Катя приняла участие в совместной концертной программе.

Любимые композиторы Рахманинов и Равель.

В репертуаре Екатерины более 45 концертов для фортепьяно с оркестром, записи на радио и телевидении, участие в различных фестивалях, среди которых всемирно известные “Декабрьские вечера Святослава Рихтера” а Москве, “Crescendo” в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Тюмени, Париже и многие другие.

Постоянно в пути, в поездках и бесконечных перелетах по бескрайней России, во всех уголках которой публика её всегда ждет с нетерпением, имея возможность услышать выступления этой талантливой, молодой пианистки, искреннего и открытого человека, интеллигентного и интересного собеседника, человека сочетающего в себе красоту внутреннюю и внешнюю, творящего добро и дарящего людям одно из самых прекрасных человеческих творений - музыку.

Я же, со своей стороны, хочу поблагодарить Екатерину за ее труд, за все, что она делает для развития культуры в нашей стране, за её принципиальную позицию и желание творить и созидать у себя на Родине, ее неравнодушное отношение и ту доброту, человечность и искренность, с которой она общается с окружающими ее людьми, публикой и юными музыкантами, которым посвящает много своего времени и для кого является примером. Я благодарна Кате за возможность общения с ней и за ответы на интересующие меня вопросы, которые я предлагаю вашему вниманию. Мне приятно представить не только российским, но и итальянским читателям моих сайтов талантливую и прекрасную во всех отношениях российскую пианистку - Екатерину Мечетину.

 

***

Марина: Катя, великий итальянский пианист Артуро Бенедетти Микеланджели говорил, что играет для себя и, по большому счету, публика была ему не нужна. Он мог отменить концерт, если чувствовал, что не сможет сыграть его сегодня хорошо и делал это неоднократно. Музыканту, в жизни которого музыка занимает большую часть времени, в самом деле “не нужна публика”? Как Вы относитесь к такому высказыванию и для кого играете Вы?

Екатерина: Я совсем не такова. У меня часто на репетиции в одиночестве технически получается лучше, чем на концерте. Но я очень чувствительна к обмену энергиями. Мне нужно знать, что все это ещё кому-то нужно. Я играю для конкретного человека или нескольких в зале, для композитора, для моих любимых людей, которых физически в зале может и не быть. Я часто говорю звуками то, что словами выразить было бы или чрезмерно пафосно, или просто не хватило бы красоты слов. Музыкой - можно. Это поток энергии, важно в него попасть, стать его частью.

Отменять же концерт - это для меня или крайняя степень недисциплинированности, или форс-мажор, или состояние, близкое к опасности для жизни. Так приучили с детства. Умри, но иди играй. А если не готов - пусть будет нестерпимо стыдно.

М: Читая воспоминания и интервью великих певцов, музыкантов и артистов обращаешь внимание на тот факт, что с годами и опытом они вовсе не переставали волноваться перед выходом на сцену. Общаясь на эту тему с нынешним поколением музыкантов, все чаще приходится слышать, что они “уже отволновались и привыкли”. Парадокс! Катя, а Вы волнуетесь перед выходом на сцену?

Е: Конечно, да! Перестать невозможно! Но обычно, если одна программа играется много раз подряд, приходит состояние спокойствия. И с каждой новой программой круги ада волнения приходится проходить заново. Чему можно с годами научиться - так это тому, что один неудачный концерт, скорее всего, уже не разрушит всю судьбу. И помним, что "пораженья от победы ты сам не должен отличать". И знаю, что часто для слушателя живая эмоция важнее пары случайно зацепленных неверных нот.

М: Как Вы думаете, нужно ли музыканту слушать исполнение коллег? Нет ли в этом опасности невольно скопировать чужое исполнение? Ходите ли Вы на концерты своих коллег и получается ли у Вас слушать отстраненно, не участвуя в процессе?

Е: Не хожу, потому что у меня нет времени. Но когда редко удаётся - я очень радуюсь и нет в зале более доброжелательного слушателя, чем я. Потому что я знаю, насколько это сложно, сыграть концерт, сколько труда за этим стоит. И как легко происходят досадные случайности.
Другой вопрос, что далеко не каждая индивидуальность во мне отзывается, но уважение вызывает всегда, при условии, что артист по-настоящему предъявляет результат своего труда и мысли, а не гонит низкопробную халтуру. Халтурщиков с самомнением гениев не люблю. Толстой говорил: человек - это дробь. В числителе то, что он из себя представляет, а в знаменателе - его мнение о себе.
Скопировать чужое исполнение все равно не получится. Можно вдохновиться, получить новые идеи. Но и свои идеи должны быть.

М: Катя, Вы даете более 70 концертов в год, объездили всю Россию и огромное количество стран. Есть ли у Вас любимые залы, в которых особенно приятно играть и почему?

Е: Есть, но даже любимый зал не означает автоматически прекрасный концерт 🙂 люблю залы с хорошей акустикой, с уже хорошо знакомой публикой, которая ждала моего концерта, бывают залы уютные и неуютные, бывает плохой или хороший свет на сцене.
Самый родной - Концертный зал им.Чайковского, но там и ответственность огромная каждый раз.

М: При столь интенсивной концертной, преподавательской и общественной деятельности, постоянных перелетах, наверное, свободного времени остается крайне мало или не остается вообще? Если бы выпал один-два полностью свободных дня, чему бы Вы их посвятили и как провели?

Е: Не остаётся вообще. Это меня сильно беспокоит. Мне хочется жить ещё чем-то, выбираться на природу, ходить в театры, заниматься физической активностью... Я не могу ничего из этого себе позволить. Скорее всего, надо что-то менять.

М: Скучаете ли по инструменту во время каникул?

Е: После примерно 3 недель отпуска я начинаю думать о новом сезоне, и это знак, что я уже отдохнула. Нет, по инструменту не скучаю.

М: В конце октября этого года Вы сыграли новую программу в необычном для Вас тандеме с известным рок-музыкантом Вячеславом Бутусовым. Как возникла идея этого концерта и какие у Вас самой остались впечатления от этого сотрудничества?

Е: Идея возникла у Вячеслава, а я с интересом согласилась. Мне очень понравилось, это расширение моих личных горизонтов, и хотелось бы продолжать исполнять эту программу. Вячеслав очень глубокий человек, у него огромное количество поклонников, его музыка нравится людям, а мне интересно сделать шаг в сторону от классики. Я всегда с интересом и без всякого снобизма относилась к популярным жанрам. От одной песни ("Прогулки по воде") у меня мурашки бегут каждый раз.

М: Для шеф-поваров зачастую главной мечтой жизни является написание собственной книги и, возможно, еще большей - открытие собственного ресторана. А для пианиста - что является главным достижением в жизни?

Е: Не знаю. Наверное, как и для любого другого человека - быть счастливым. И не воспринимать свою нелегкую работу как работу, а как ежедневное удовольствие и счастье заниматься самым любимым делом.
Хотя, если честно, когда работаешь изо дня в день с 4 лет, трудно с открытым сердцем радостно кричать - даааа, это моё единственное, самое любимое на свете занятие и каждую свободную минуту я ему посвящу, забыв про все на свете!!! Но представить только, что нет музыки, нет концертов, никогда не было и не будет, и все становится на места. Это очень сложная смесь из самодисциплины (музыканты очень дисциплинированные люди), привычки, профессионализма (а это понятие включает в себя почти все, кроме таланта), ну и собственно любви к музыке, этих счастливых моментов, когда что-то начинает получаться.

М: Вопрос, который все чаще сейчас поднимается и нередко вызывает споры, как среди педагогов, так и среди родителей: нужно ли обучать детей музыке и что дает музыкальное образование в отношении развития личности? В нашем с вами детстве многие дети посещали музыкальную школу, и это было скорее нормой, чем исключением. Дети занимались музыкой независимо от того, мечтали, хотели, собирались ли стать в последствии музыкантами или нет. Сейчас всё чаще приходится слышать о том, что незачем мучать ребенка музыкальной школой, если у него нет явных способностей и намерений стать музыкантом и сделать музыку своей профессией. Как Вы относитесь к подобным высказываниям и что посоветуете родителям?

Е: Обучать детей музыке нужно обязательно. Это помимо прочего очень развивает мозг, нейронные связи. Человек становится более продвинутым в любой сфере деятельности.

М: Катя, что такое успех для Вас?

Е: Вообще меня радуют овации и крики браво.
Но личностный успех - это ощущать полноту жизни, свою реализованность, не только в профессии, и за все чувствовать благодарность.

официальный сайт: www.mechetina.ru
Екатерина Мечетина на Facebook
Екатерина Мечетина в Instagram

 

Марина Николаева/ Москва, ноябрь 2016
фото из личного архива Екатерины Мечетиной

 
 
Copyright (c) 2015-2017 cittadipuccini.ru. All rights reserved.