CITTADIPUCCINI.RU
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ О ГОРОДЕ И ЛЮДЯХ
RU/IT
 
 
 
 

что посмотреть

 
 

"Меня очень радует, когда люди в зрелом возрасте начинают рисовать. Главное - делать все с душой"

 

***

“Cейчас я позволяю себе роскошь рисовать только то, что нравится”, - сказала мне героиня нашего сегодняшнего разговора - питерская художница Светлана Соловьева. В этой роскоши не отказываю себе и я, когда выбираю очередных героев своих интервью. У меня нет никаких обязательств ни перед кем, кроме меня самой, моих читателей и большой ответственности перед человеком, с которым делаю интервью. А еще, ответственности перед самой собой за профессиональный подход ко всему тому, о чем вы читаете на страницах моих сайтов.

Рассказываю я лишь о тех людях, чье творчество, в широком смысле этого слова, когда-то восхитило и поразило меня и радость от знакомства с ними я хочу разделить со своими читателями. Пишу о тех, с кем мне приятно и интересно поговорить самой.

Мое знакомство с работами Светы Соловьевой произошло меньше года назад. В поисках интересных открыток, в одном из интернет магазинов я увидела очаровательные работы, цветовая гамма которых и сами “картинки” сразу привлекли мое внимание. Очаровали они меня своей нежностью, добротой, умиротворением, ощущением отчасти сказочного и очень уютного мира. На следующий же день открытка "Наталья Николаевна с Александром Сергеевичем" улетела в Неаполь к моему итальянскому другу и я была очень рада тому, что открыла для себя прекрасного российского автора, любящего Питер и наверняка, живущего в нем, потому что все работы Светы, тем или иным образом, наталкивали меня на эту мысль. А потом мне захотелось рассказать о ней на моем итальянском сайте посвященном России и российской культуре, сходить на выставку её работ, поехать в Питер, дождаться рождения “моей” картины от Светы Соловьевой и наконец, познакомившись со Светой поближе, я поняла, что это тот самый случай, когда просто невозможно не рассказать о ней и вам. Я очень благодарна Светлане за искренность и доверие! Многое из того, о чем рассказала Света, созвучно и мне и я надеюсь, что знакомство с ней принесет и вам много радостных мгновений!


Марина: Света, почему Вы стали именно художником? Что или кто повлиял на Ваш выбор?

Светлана: Художником мне хотелось быть всегда. Моим самым любимым занятием, сколько я себя помню, было именно рисование. Мама рассказывала, что, если мне покупали новый альбом и цветные карандаши, то меня не было ни видно, ни слышно целый день. Просто идеальный ребенок :-) Школьницей я постоянно рисовала в тетрадяx, - о боже! - в учебниках и на партах, за что справедливо получала нагоняи от педагогов. Весной и летом обожала рисовать на асфальте и обязательно цветными мелками! Рисовала пока не стемнеет. Самый лучший и ровный асфальт был вокруг нашего районного псих.диспансера. Ох уж я там отрывалась! Представляю, как веселились врачи и посетители данного заведения, видя мои радостные картинки. А еще, в детстве мне очень хотелось ходить в кружок рисования или в художественную школу, но ничего подходящего в нашем микрорайоне не было, а одну меня далеко не отпускали.​ Поэтому, с тоски, я пошла на хор. Но там сразу вычислили, кто фальшивит и с позором изгнали. (Кстати, с тех пор я стесняюсь петь :-) ) И я тогда уже поняла, что надо заниматься именно тем, к чему лежит душа и что у тебя хорошо получается. А в художественную школу я все-таки пошла, но уже в 14 лет, когда поняла, что я взрослая и хочу заниматься рисованием всерьез и надолго.

М: Помните ли свою самую первую работу? Что это было?

C: Помню, что в детском саду, на какой-то конкурс детского рисунка, мы рисовали иллюстрацию к "Приключениям Буратино". Нам выдали не обычные альбомные листочки, а какие-то огромные. И так мне понравилось рисовать на большом формате! Я тогда впервые почувствовала, что я не просто рисую, а рисую КАРТИНУ(!!!), да еще на выставку!
Мне тогда запомнился один важный момент. Меня попросили нарисовать встречу Буратино с Тортиллой на пруду. А мне так хотелось рисовать Мальвину в саду, в красивом платье и Артемона с бантом. Рисовалось произведение довольно тяжело потому как к сюжету у меня не лежала душа. ​Воспитатели остались довольны моей работой, а я нет. Вернувшись из cадика, я тем же вечером нарисовала уже свою картину с Мальвиной и Артемоном и получила огромное удовольствие от того, что рисую что хочу! Прошло столько лет, а я до сих пор помню это сравнительное ощущение свободы и несвободы творчества.

М: А сейчас, в чем для Вас выражается свобода и несвобода творчества? Возможно ли сказать, что на данном этапе этой несвободы нет?

С: Cейчас я позволяю себе роскошь рисовать только то, что нравится. Поэтому, я пока отказываю издательствам, когда меня просят заняться иллюстрацией книг. Я очень боюсь того, что мне будут говорить, что именно рисовать и вгонять в какие-то рамки. От этого я впадаю в ступор. Но возможно, я поборю когда-нибудь этот страх.

М: Света, с чего обычно начинается картина? Возможно ли вообще описать, как рождается замысел картины? Как любой творческий процесс, она начинается с вдохновения, с озарения, с идеи?

С: Знаете, наверно я назвала бы это озарением, как бы пафосно это не звучало. Я, просто, в какой-то момент вижу картину в голове, пытаюсь ее запомнить. Причем это озарение может прийти в любой момент и в любом, казалось бы, неподходящем месте. Главное - не забыть идею, ощущение и настроение. Поэтому бывает так: хочется поскорее закончить старую картину и быстро начать новую, пока запал не прошел. Если затянуть с реализацией, то картинe будет не суждено появиться на свет.

М: С какими материалами Вам больше всего нравится работать?

С: Раньше я очень любила писать акварелью, уважала гуашь. Много занималась черно-белой графикой. Но потом в моей жизни появилось две любви - акрил и масляная пастель. Я до сих пор эксперементирую с этими материалами и они меня удивляют и радуют.

М: Думаю, что у каждой Вашей работы есть история, предистория ее создания. Какие из них для Вас особо значимые или памятные и по какой причине?

С: Каждая работа мне по-своему дорога. Во время работы над картиной я постоянно нахожусь с ней в мысленном диалоге.
Cлучается, что картина начинает развиваться по каким-то своим законам, а я только рисую и диву даюсь, что получается​ в итоге.
А вот с картиной "Вечерняя сказка" произошла такая история. Одна моя знакомая, живущая в Хельсинки, попросила написать двойной портрет ее старшего сына и любимого кота. Так как картину надо вывозить за рубеж, то мне пришлось получать специальную справку, что картина не имеет художественной ценности, на что мой старший брат-шутник заметил, что хоть кто-то мне скажет правду. (Надо сказать, что родные до сих пор удивляются тому, что я стала художником и говорят, что я совсем не умею рисовать. Они точно​ не дадут мне зазнаться.) И вот, настал день, когда я должна была отправиться на пароме в Хельсинки. Заболтавшись с мужем, я вышла у Морского вокзала, оставив картину на задней площадке троллейбуса. Когда хватились пропажи, поймали такси, пытались догнать троллейбус, но у нас было катастрофически мало времени. Заканчивалась регистрация на паром. Не передать словами, как были расстроены я, мой муж и девушка, ожидавшая свой заказ.
Мы пытались разыскать картину после возвращения из Хельсинки. Но все было тщетно. И я решила написать в социальных сетях пост про теорию шести рукопожатий с просьбой помочь найти картину. Скажу сразу - картина так и не нашлась. Но! Более 3000 человек сделали репосты. Было получено столько искренних слов поддержки, приятных сообщений и главное - я обрела много замечательных виртуальных знакомств. Надо сказать, что это событие произошло за несколько дней до открытия моей персональной выставки. Благодаря "потеряшке" огромное количество людей посетило мою выставку. Вот такая получилась рекламная компания :-)
Надеюсь, мой принц нашел свой счастливый дом и радует кого-то. А мне надо, наконец, собраться с силами и написать нового. Девушка из Хельсинки не теряет надежды получить картину.

М: Знаете, Света, небольшое чувство горечи от услышанного у меня все же осталось, но ведь воистину, никогда не знаешь какое развитие может получить та или иная история и то, что “все что не делается, все к лучшему!” наилучшим образом иллюстрирует окончание и Вашей истории. А “Вечерняя сказка” осталась лишь в воспоминаниях или Вы всегда оставляете фото Ваших работ на память?

С: Я недавно беседовала на эту тему со своей любимой учительницей рисования. Cколько ее замечательных работ разошлось по миру, а у нее не осталось даже фото. Сейчас счастливое время для художников. Можно не только сразу сфотографировать или отсканировать работу в прекрасном качестве, но и сразу показать зрителям. Чтобы ни говорили, но для художника зритель обязателен. Да, я сохраняю фото своих работ. И очень радуюсь, когда мне присылают фото картин в интерьере.

М: Интересно ли писать под заказ?

С: Работать на заказ, конечно, сложно. Но люди, которые заказывали у меня картины в основном очень приятные и мы с ними оказывались на одной волне. При заказе мы только обсуждаем сюжет, формат и цветовую гамму. А дальше я просто делаю, как подсказывает сердце. Надо сказать, что пока ни разу мне не пришлось переделывать заказанную готовую работу. А вот копии картин делать не очень люблю, потому что тяжело повторить еще раз эмоции и ощущения.
Хотя, иногда это бывает интересно, потому что я часто забываю как я рисовала в тот момент и пытаюсь вспомнить какие-то технические приемы.

"Конечно, я очень люблю путешествовать. Особенно к морю."

"А если далеко выехать не удается, то с удовольствием провожу время в рыбацком сарайчике на берегу Финского залива."

М: Много ли времени уходит на создание картины?

С: По натуре я спринтер. Мне очень хочется поскорее увидеть результат. Иногда я могу написать картину за пару дней. Но чаще я пишу работу одну-две недели.

М: Актеры часто говорят о том, что не могут смотреть на себя на экране, режиссеры не пересматривают снятые фильмы, а в каких отношениях остаетесь Вы со своими работами? Случается такое, что уже готовую картину, Вам хочется переписать заново?

С: Да, бывает и переписываю. Или отставляю холст и пишу заново. А еще бывают забавные ощущения, что увидев свою картину через несколько лет, я не могу вспомнить, каким образом я ее писала. И смотрю на нее совершенно другими глазами.

И в связи с этим второй вопрос. Есть ли в Вашем доме Ваши работы. Какие мысли приходят в голову когда Ваш взгляд встречается с ними в стенах Вашего дома?

С: У меня висит дома одна моя старая картина. В маминой комнате. Отношусь к ней просто, как к предмету интерьера и почти не смотрю на нее. А так, я не любитель вешать свои работы на стенах.

М: Трудно ли расставаться с готовой картиной и бывали ли такие случаи, когда написав ее, Вы понимали, что не сможете ее отдать в чужие руки? :-)

С: Да, каждая картина - это частичка души. Мой маленький ребенок. Со многими расставаться очень тяжело. Когда я сама отправляю картину покупателю, я прощаюсь с ней, желаю ей счастливой судьбы. А бывает, что отдаешь картину на выставку или в галерею, работу покупают, а ты не успел попрощаться с ней. С одной стороны радуешься, что работу купили, а с другой грустно, что ты ее больше не увидишь.

М: Как Вам кажется, художниками рождаются или становятся?

С: Если честно, то я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Наверно рождаются. Вот если бы я захотела сейчас стать музыкантом. Да, я бы могла выучить ноты, освоила бы какой-нибудь инструмент. Но стала бы я настоящим музыкантом? Вряд ли. Хотя, я могу ошибаться. И меня очень радует, когда люди в зрелом возрасте начинают рисовать. Главное - делать все с душой.

М: Мне думается, что героиней многих Ваших работ является Света Соловьева. Вы рисуете свои мечты?

С: Cкорее это не мечты, а мир в котором бы хотела оказаться, населенный добрыми персонажами, в котором уютно, безопасно, радостно и вкусно. И мне хочется поделиться этим с окружающими.

М: Что Вас вдохновляет?

С: Знаю точно, что меня всегда вдохновляют детские рисунки. Там такие неожиданные ракурсы, цветовые решения.
А какой там темперамент! Я до сих пор храню рисунки своего сына и любимой крестницы. C удовольствием их пересматриваю.

М: Чем Вы любите заниматься? Как и где любите проводить каникулы?

С: Как раз самое мое любимое занятие - это рисование. И, если у меня появляется свободное время, то я занимаюсь именно этим. Для меня это лучший отдых и времяпровождение. А так, как и все, я люблю встречаться с подружками, ходить в кино и кафешки, просто гулять по городу. Конечно, я очень люблю путешествовать. Особенно к морю.
Единственное - я очень боюсь летать на самолетах, но зато обожаю поезда. А если далеко выехать не удается, то с удовольствием провожу время в рыбацком сарайчике на берегу Финского залива. Я даже посвятила своему маленькому домику пару картин.

"Это Фонтанка,18. Моя Художка. Иногда, перед занятиями, я покупала пышки и перекусывала по дороге в школу, и конечно, кормила чаек и голубей. Картина автобиографическая".

М: Света, Вы родом из Ленинграда. Город Ваш особенный и отношение у петербуржцев к нему всегда трепетное. Думаю, Вы в этом смысле не исключение еще и потому, что на многих ваших работах запечетлен Петербург. Я помню своё первое впечатление от открыток с Вашими работами и о том, что сразу пришла в голову мысль, что Вы живете в северной столице. Какие у вас отношения с Петербургом и какие свои заветные/ дорогие Вам места?

С: Конечно, я очень люблю свой родной город. Мне в нем очень уютно. Особенно в центре. К сожалению, живя в таком прекрасном городе, мы часто перестаем замечать его величие и воспринимаем необыкновенную красоту без должного пиетета. Поэтому я, по мере сил, стараюсь воспевать любимый город.

Что касается любимых мест. Их очень много. Но, наверное, самое любимое место - набережная Фонтанки,18. Моя художественная школа №1. Там очень много пережито радостных эмоций. Меня в подростковом возрасте очень радовали наводнения в нашем городе. Я надевала резиновые сапоги, шла вдоль вышедшей из берегов Фонтанки и было ощущение
полного счастья и какой-то удивительной игры. Казалось, что я лечу над водой. А какой там прекрасный вид из окон! Летний сад, Инженерный Замок, Марсово Поле, Мост Белинского. Можно было устроиться на подоконнике и рисовать всю эту красоту. И как же менялись краски и настроение от времени года или времени суток. Миллион оттенков! А буквально за углом - Соляной переулок, а там неприступное, как мне казалось, Мухинское училище.
Прекрасное и величественное. Настоящий дворец с огромным стеклянным куполом. Я часто туда вожу гостей города,
потому что многие останавливают свой маршрут у Летнего сада и не знают, что там за Фонтанкой скрыта такая красота!

М: “Неприступное Мухинское училище” по всей видимости, стало Вашей Alma Mater? Какие самые яркие воспоминания остались о годах Вашей учебы в нем?

С: Конечно, самое яркое впечатление было увидеть себя в списке поступивших. Я поступала несколько раз...
Дело в том, что я уже носила под сердцем сына. И если бы я в этот раз не поступила, то не уверена, что стала бы еще пытаться.

Мне было довольно интересно и весело учиться на кафедре графического дизайна. Мои однокурсники и педагоги - все яркие, талантливые личности. Со многими из них дружна до сих пор. И когда мне удается волею случая попасть в училище,
то с удовольствием предаюсь воспоминаниям о том прекрасном времени.

М: Как Вы думаете, вдохновение - это роскошь для художника? Всегда ли для рождения картины необходимо вдохновение?

С: Когда приходит вдохновение, это здорово! Но с возрастом я заметила такую вещь, чем больше работаешь, тем чаще оно к тебе приходит :-) И иногда я сравниваю работу у мольберта с работой балерины у станка. Надо постоянно себя держать в творческой форме.

 

Марина Николаева/ Москва-Санкт-Петербург, февраль 2017 года
фото из личного архива Светланы Соловьевой

 

официальный сайт Светланы Соловьевой www.svetasolovieva.ru
Светлана Соловьева на Ярмарке Мастеров www.livemaster.ru/svetasolo

 
 
Copyright (c) 2015-2024 cittadipuccini.ru. All rights reserved.