|
||||||||
*** Воспоминания, как пишет сама про себя автор “прима-балерины Императорских театров единственной и последней”, Матильды Феликсовны Кшесинской, попались на глаза мне случайно. Её имя знакомо всем любителям и знатокам балета, ну а я впервые узнала о Кшесинской еще учась в школе, когда готовила реферат о Дягилевских Русских сезонах для выпускного экзамена по истории. Кшесинская бесспорно осталась в истории. Человек, проживший без году столетнюю жизнь! Мало кому выпадает в жизни удача, которая выпала героине книги - иметь возможность общаться со многими знаковыми фигурами того времени и всю жизнь прожить в непосредственной близости к ним. Другое дело, что не у каждого счастливчика есть талант описать события своей жизни и сделать это честно и интересно. Увы, Кшесинская литературным талантом не обладала, а возможно, что просто была не особенно глубоким, человеком и личностью. Если есть возможность выбора, то я всегда предпочитаю прочитать автобиографию, а не кем-то сторонним или даже близким родственником написанные воспоминания. Хотя, прекрасно понимаю, что многие автобиографии, в силу разных обстоятельств, не раскрывают истинного положения вещей и не претендуют на объективную трактовку событий в том числе и потому, что далеко не каждый отважится на честные и непредвзятые откровения, иногда выставляющие автора в нелицеприятном свете. И тем не менее, хорошо, что автобиографии пишутся. Книга Кшесинской больше похожа на сплетник и светскую хронику того времени, нежели на воспоминания в классическом понимании этого слова. Хотя, какой человек, таковы и его воспоминания. Судя по тому, что в книге основное место занимают описание ценных подарков, шикарности и модности обстановки подаренных ей домов, многочисленных украшений и их ценности, и тому подобного, о серьезных и глубоких рассуждениях речи не идет. Увы, после прочтения, сложилось впечатление о Кшесинской, как об очень поверхностном человеке, этаком баловне судьбы с очень ОГРАНИЧЕННЫМИ интересами при БЕЗГРАНИЧНЫХ возможностях. И возник вопрос относительно того, а на самом ли деле Матильда Кшесинская была выдающейся балериной? Уж очень подробно описывает она в своих воспоминаниях решение всех вопросов, касающихся её карьеры и жизни, высокопоставленными покровителями, кои не ограничивались многочисленными представителями дома Романовых. Романовых и не Романовых вокруг нее всю жизнь было много и все жизненные вопросы она решала с их помощью и за их счет. Жизнь в бесконечном развлечении, званых обедах, ужинах, драгоценных подарках от всевозможных поклонников, ябедах то на одного, то на другого, “восстановлении справедливости” относительно личного таланта и объяснении кто, почему и отчего что-то написал или не написал про нее и что им за это было и тд )) Написаны воспоминания живо и интересно, в чем, видимо, основная заслуга Великого Князя Андрея Владимировича (супруга и отца ребенка Матильды Кшесинской, двоюродного брата Николая II), поскольку писались они в тесном с ним сотрудничестве, о чем и сообщает сама Матильда Феликсовна в предисловии к книге. Увы, о балете написано не так уж и много, хотя о том, как было устроено обучение и сами театры в Москве и Петербуре небезинтересно почитать. О великих современниках (Дягилеве, Нижинском, Павлове, Фокине, Лефаре, Дункан и тд) все больше в контексте того, что хорошего-плохого-приятного-неприятного они причинили автору, который все сводит к описанию выяснения с ними отношений и себе самой )) И все же, хорошо, что Кшесинская написала эти воспоминания. Какое-никакое описание её длинной и небезинтересной жизни. Да и у читателя есть возможность узнать её трактовку событий. Навряд ли получится узнать истинное положение вещей. Сама о себе она плохо или критично не написала. О других - в сдержанной, в основном в культурной манере, но без особых восторгов. Другие, если писали о ней не слишком лестно, в её воспоминаниях были упомянуты и им вменилось в вину не подобающее и не объективное, на её взгляд, к ней отношении и оценку её таланта. Увы, кто знает, как все было на самом деле? Но вот то, что и КАК написала она в своих воспоминаниях, заставило меня усомниться в том была ли она на самом деле хорошей балериной и каково её истинное место в истории русского балета. Знали бы её и осталось бы её имя в истории русского балета, не будь у нее всю жизнь столько высоких покровителей? И по традиции несколько цитат из книги: - Каждую осень в балетное училище принимались дети от девяти до одиннадцати лет, после медицинского осмотра и признания их пригодными к изучению хореографического искусства. …. Ученики и ученицы были на полном казенном иждивении и отпускались домой только на летние каникулы…. По окончании балетной школы в семнадцать-восемнадцать лет ученики и ученицы зачислялись в труппу Императорский театров, где оставались на службе двадцать лет, после чего увольнялись на пенсию или или оставались на службе по контракту. - Первой в училище поступила моя сестра Юлия, которая была старше меня на шесть лет, а потом мой брат Юзя, который был старше меня на четыре года. - Наследник стал часто привозить мне подарки, которые я сначала отказывалась принимать,но видя, как это огорчает его, я принимала их. Подарки были хорошие, но не крупные. Первым его подарком был золотой браслет с крупным сапфиром и двумя большими бриллиантами. - Для меня было ясно ,что у Наследника не было чего-то, что нужно, чтобы царствовать. Нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был почти что всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царствования, ни для той роли, которую волей судеб он должен будет играть. Но никогда, конечно, я не убеждала его отказаться от Престола.Такая мысль мне и в голову никогда не приходила. - Я сочла это оскорблением перед всей труппой, которого я перенести, само собой разумеется, не могла. В полном отчаянии я бросилась к Великому Князю Владимиру Александровичу за помощью, так как я не видела никого вокруг себя, к кому могла бы обратиться, а он всегда сердечно ко мне относился. .. Как и что , собственно, сделал Великий Князь, я не знаю, но результат получился быстрый. Дирекция Императорского театра получила приказ свыше, чтобы я участвовала в парадном спектакле на коронации в Москве… Ко времени получения приказа от Двора балет “Жемчужина” был полностью отрепетирован и все роли были распределены. Для того чтобы включить меня в этот балет, Дриго пришлось написать добавочную музыку, а М. И. Петипа поставить для меня специальное да-де-де, в котором я была названа “желтая жемчужина” так как были уже белые, черные и розовые. - Когда мне был назначен прием у министра, я особенно тщательно обдумывала свой туалет, чтобы произвести на министра наивыгоднейшее впечатление. Я была молодая и, как в то время писали газеты, стройная и грациозная. … но я себе понравилась, когда взглянула в зеркало, - довольная собою, я поехала к министру. .. так ака вопрос о назначении бенефиса вне общих правил зависел исключительно от Государя.. ушла я от министра обласканная и очень счастливая. Бенефис я, конечно, получила, т опять это сделал для меня мой незабываемый Ники. - После спектакля Павлова в интервью с журналистами упомянула только имя Е.П. Соколовой, как будто она одна показывала ей балет, и меня же позабыла вовсе. Я хорошо знала Анну Павлову и была уверена, что она это сделала не по своей воле,… Мне пришлось испытать и другие неприятности от товарок по сцене. - В моей домашней жизни я была очень счастлива: у меня был сын, которого я обожала, я любила Андрея, и он меня любил, в них двух была вся моя жизнь. Сергей вел себя бесконечно трогательно, к ребенку относился как к своему и продолжал меня очень баловать. Он всегда был готов меня защитить, так как у него было больше возможностей, нежели у кого бы то ни было, и через него я всегда могла обратиться к Ники. - В это время в Стрельне нигде не было электричества, даже во дворце, и моя дача была первая и единственная с электрическим освещением. Все кругом мне завидовали, некоторые просили уступить им часть тока, но у меня станции едва хватало для себя. - Я многое потеряла - и состояние, и дом, и драгоценности, лишилась счастливой и беззаботной жизни. Но из всего потерянного я ничто так не оплакивала, как эти письма. (прим: письма Ники) - Анна Павлова никогда не изумляла техникой, она покоряла вдохновением. Её не хотелось и прежде разбирать по косточкам (грехов было много всегда), хотелось только восхищаться ею, забыв о хореографических прописях, отдаваясь наваждению таланта Божией милостью. - Павлову больше меня знали за границей. Но я выступала за границей сравнительно с Павловой мало. Она довольно скоро после выпуска начала разъезжать и делать заграничные турне, выступая во всех частях мира, но какой ценой она достигла своей славы, она сама пишет. Я же, напротив, любила свою жизнь в России, которую мне было жалко покидать. - Прямо со школьной скамьи я заняла в нашем балете выдающееся положение, что было отмечено современной прессой. - К сожалению, теперь артистки стали забывать в угоду бешеной технике, что техника без души и сердца - мертвое искусство, смотришь и удивляешься, до чего может дойти, но душе и сердцу это ничего не говорит. - В этом году (прим.: 1957) у меня завязалась переписка с директором Дома-музея Чайковского в Клину, под Москвой. В первом письме он писал, что в музее нету ровно ничего касающегося моей артистической деятельности,и, в частности, моего участия в балетах на музыку Чайковского, и просил меня прислать фотографии и поделиться воспоминаниями о том, как в воспринимала и создавала роли в балетах на музыку нашего великого композитора. Марина Николаева, август 2024 |
||||||||
Copyright (c) 2015-2024 cittadipuccini.ru. All rights reserved. |