CITTADIPUCCINI.RU
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ О ГОРОДЕ И ЛЮДЯХ
RU/IT
 
 
 
 

что посмотреть

 
 

Екатерина Мечетина и Серенелла Граньяни. Несколько советов начинающему любителю классической музыки

“Нет, я не собираюсь идти в Консерваторию. А зачем? У меня дома полно прекрасных записей, да и аппаратура самая современная!”

“Я тут подумал начать приобщать своего мелкого к классической музыке. Как думаешь, с каких произведений начать?”

“Не понимаю, почему никто не хлопал и все сидели в тишине, а ведь он так замечательно играл! Пианист немного подождал и, не дождавшись аплодисментов, продолжил свое выступление”.

“Нет, подходить к артисту после выступления - это моветон! Он устал и хочет отдохнуть, а тут мы к нему ввалимся! Ни в коем случае!”

“Я бы подошел к исполнителю после концерта, чтобы поблагодарить, но я стесняюсь, и не знаю, принято ли это?”

Вот такие или похожие высказывания и вопросы мне нередко приходится слышать от друзей, коллег и знакомых или читать на просторах Интернета. Каждый из нас когда-то в первый раз идет на концерт классической музыки. И этот первый раз у всех случается в разном возрасте. Я думаю, главное и самое прекрасное, если это вообще случается в вашей жизни и у вас появляется интерес к классике, потом она начинает вам нравится, а вы постепенно начинаете ее понимать.

Так все-таки, стоит ли подходить к артисту после выступления, если у вас есть что ему сказать? Когда хлопать, чтобы это не получилось некстати? И почему обязательно, хоть раз в жизни, нужно прийти и послушать классическую музыку в зале, не обедняя себя прослушиванием лишь студийных записей?

На все эти вопросы я пригласила ответить известную пианистку Екатерину Мечетину и итальянского оперного режиссера Серенеллу Граньяни. Екатерина и Серенелла любезно согласились, за что я ем очень благодарна. Итак, несколько советов начинающему любителю классической музыки.

 

Часть первая. На фортепианном концерте

"Больше всего артисту во время выступления мешает отсутствие публики на его концерте"

***

Марина: Екатерина, почему классическую музыку нужно обязательно слушать в зале, а не ограничиваться прослушиванием записей дома?

Екатерина Мечетина: Дело в том, что записи и концерты - это принципиально разные вещи. Запись, как правило, это некий консервированный вариант, состоящий из многих-многих склеенных, маленьких кусочков. Так сейчас делается аудиозапись в студии. Даже если запись произведена на концерте, все равно той атмосферы, которая складывается в концертном зале, при прослушивании диска прочувствовать не удается. А когда мы находимся в зале, когда вокруг нас люди, когда мы видим все не просто в режиме реального времени, как, допустим, на видеотрансляции, а непосредственно ощущаем энергетику из зала, и особенно энергетику исполнителя или исполнителей, если это оркестр или ансамбль - это совсем другие впечатления. Возможно, это необъяснимые вещи энергетического порядка, но их очень легко и приятно почувствовать. Поэтому, я вообще не стала бы сравнить нахождение на концерте, в концертном зале и прослушивание компакт-диска. Это совершенно разные вещи.

М: С каких произведений лучше начинать приобщение к классической музыке?

- взрослому слушателю
- детям

ЕМ: Взрослый слушатель может выбирать сам по наличию какого-либо интереса к тем именам композиторов, которые ему уже знакомы. Например, если он знает, кто такой Моцарт, он может начать с Моцарта. Если он знает, кто такой Чайковский, можно начать с Чайковского. С каких конкретно произведений? В общем-то, это не важно. Сейчас Youtube предлагает огромный выбор всего, что написано композиторами.

Что касается детей. Конечно, начинать надо с простых сочинений. Не надо предлагать им сразу современную музыку двадцать первого и даже двадцатого века. Хорошо начинать с благозвучных, небольших, компактных произведений. Замечательно начинать знакомство с классической музыкой с произведений Моцарта. Прекрасна так называемая популярная классика. Бах - абсолютно универсальный композитор. Также детям можно предлагать слушать хорошую музыку из старых советских мультфильмов. Например, в детстве, моей самой любимой была музыка к мультику “Бременские музыканты”. Детям очень хорошо давать слушать программную музыку, то есть музыку, у которой есть название. Например, “Вальс цветов” Чайковского или другие подобные произведения, у которых есть ясное название, и тогда ребенку понятнее образ, о чем в этой музыке эмоционально идет речь.

М: Что мешает артисту во время выступления?

ЕМ: Прежде всего, свои внутренние проблемы. В известном смысле это миф, что артисту может помешать звонок телефона, или кашель, или падающие номерки, потому что ничто нам не мешает так, как собственная неуверенность, волнение или еще какие-то внутренние вещи. Но может помешать неправильно выставленное освещение на сцене, или неправильно поставленный инструмент, например, неправильно размещенный в пространстве. Телефоны, конечно, мешают, но не фатально. На самом деле, больше всего артисту во время выступления мешает отсутствие публики на его концерте.

М: Как понять, когда уже можно, а когда не стоит аплодировать?

ЕМ: Если вы настолько деликатны, что боитесь вообще помешать артисту даже единственным хлопком, то лучше дождаться окружающих, или дождаться, когда пианист встанет из-за рояля, дирижер опустит руки так, что уже не ошибешься, что все закончилось. Смотрите на окружающих вас.

М: Когда артисту аплодисменты мешают?

ЕМ: На мой взгляд, они мешают ему только в одном случае, если звучат в середине цельного произведения. И я сейчас не говорю о частях, хотя, иногда между частями аплодисменты тоже мешают. Мы уже начинаем привыкать к тому, что они время от времени случаются. Но вот если аплодисменты возникают внутри произведения, например на паузе, на фермате, когда музыкальное высказывание еще не закончено, вот тогда они действительно мешают. Но дело в том, что мы все уже научились, так скажем, с помощью жестикуляции и прочих выразительных средств давать публике понять, когда еще не конец, когда еще только смысловая пауза.

М: Какие места в зрительном зале самые удачные с визуальной и акустической точки зрения?

ЕМ: Здесь можно ответить только на примере какого-то конкретного зала. Как правило, визуальные места можно определить, находясь в самом зале, а что касается акустически самых удачных мест, здесь настолько все индивидуально. Я примерно знаю, какие места самые удачные в московских залах, но что касается залов в регионах, где я бываю только на сцене, а не в качестве зрителя, то здесь я уже совсем ничего не могу сказать и обычно спрашиваю у местных.

М: Стоит ли подходить к артисту после концерта, чтобы взять автограф, пообщаться, поблагодарить?

ЕМ: Почему-то сейчас этот вопрос стал очень популярен. Я считаю, что можно и нужно подойти в артистическую, даже если вы лично не знакомы с исполнителем. Артист всегда будет очень рад. Люди часто думают: а не будем ли мы назойливыми? Мне кажется, что здесь личная деликатность подскажет, как не быть назойливыми. Действительно, артист, чаще всего устал после концерта, но уж точно не настолько, чтобы быть совсем не в состоянии ни с кем общаться. И из всякого правила есть исключение. Например, бывает, что артист расстроен своим выступлением, тогда надо понять, что он закроется на ключ изнутри своей гримерки и ни к кому не выйдет. Но чаще всего все-таки мы рады видеть людей и слышать их обратную связь.

М: Екатерина, есть ведь и такие слушатели, которые считают, что кричать неистово: "Браво!" - это признак плохого воспитания. Откуда взялось такое суждение, для меня лично загадка. Что бы Вы ответили подобным "блюстителям" порядка? :-)

ЕМ: Ерунда! Кричите громче! Если понравилось. А лучше делайте это стоя :-)))

 

Марина Николаева/Москва, март 2018
фото Вадима Шульца

 

Часть вторая. В опере

***

Серенелла: Прежде всего, я хотела бы поблагодарить всех русских друзей за возможность общения посредством этого замечательнго сайта.

Марина: Серенелла, как ты считаешь, почему неправильно ограничиваться прослушиванием лишь оперных записей, а обязательно нужно идти и слушать оперу в театре?

Серенелла: Думаю, что ограничиваться прослушиваем CD или просмотром видео - это как питаться всегда заранее приготовленными блюдами и никогда не есть свежеприготовленную пищу! Опера приобретает красоту и подлинность тогда, когда вы слушаете её в театре, в живом исполнении.

М: С каких опер лучше начинать знакомство с миром этого искусства детям и взрослым?

С: Что касается детей, то им могут очень понравиться такие оперы Россини, как ”Севильский цирюльник” и “Золушка” . Неплохая идея начать показывать деткам некоторые отрывки из опер, например такие, как второй акт “Богемы” или триумфальный марш из “Аиды”, сцену цыганок и тореадоров из “Травиаты”. Но думаю, что это все очень субъективно, поскольку знаю детишек, которые с удовольствием высиживают полный спектакль и выходят с него в полном восторге. Я думаю, что ничего страшного не произойдет, если ребенку не особенно понравится. Можно подождать и через некоторое время попытаться снова. В отношении взрослых, начинать можно с любой оперы, пожалуй что кроме трилогии Вагнера. На мой взгляд, для начального ознакомления с оперой, она тяжеловата!

М: Как ты считаешь, что может помешать исполнителю во время выступления?

С: Более всего, невнимание и отсутствие уважения со стороны тех, к кому обращено искусство артиста: разговоры в зале, звонки мобильных телефонов, шуршание обёртками.

М: А могут ли помешать аплодисменты и в каком случае они не очень уместны?

С: На самом деле, аплодисменты не мешают никогда, скорее наоборот! Конечно, если вы обнаружите, что никто кроме вас не аплодирует, вероятно вы разбили музыкальную фразу своими аплодисментами, но это не криминально!

М: А как понять, когда уже можно аплодировать, а когда этого делать не стоит?

С: Не думаю, что это надо пытаться понять, а следовать своему внутреннему голосу и своим собственным эмоциям. Если вам захотелось поаплодировать, это означает, что артист “поразил вас в цель” .

М: Какие места в зале наиболее предпочтительны с точно зрения хорошего звука и обзора?

С: Лучшими считают центральные места, будь то в партере или амфитеатре, либо в ложах. Но это очень субъективно. Например, мне интересно наблюдать за мимикой исполнителей, поэтому я жертвую акустикой и общей картинкой, предпочитая места вблизи сцены.

М: Как ты считаешь, стоит дожидаться исполнителя после спектакля, чтобы поблагодарить, обменяться парой слов, взять у него автограф?

С: Это прекрасно, когда после спектакля артиста ждут и это потрясающая проверка качества его работы, которая позволяет понять насколько нам удалось передать эмоции.
Восьмого марта в Болонье я представляла спектакль с пуччиниевскими героинями. После представления ко мне подошел пожилой синьор, поцеловав мне руку, он сказал, что лучшего способа выразить свою мне благодарность за те эмоции, который он испытал, он не нашел. Конечно же, такие трогательные жесты благодарности очень ценны и они навсегда остаются в моем сердце!

 

Познакомиться поближе с Серенеллой Граньяни Вы сможете, прочитав её интервью на страницах этого сайта.

Марина Николаева/Москва, март 2019
фото из личного архива Серенеллы Граньяни

 
 
Copyright (c) 2015-2024 cittadipuccini.ru. All rights reserved.